Инструкция
1
«Театр» есть зрелище и место для зрелища. Во всяком случае греческое слово «theatron» обозначает именно это. Древние греки, еще до создания ими собственно театра, подарили миру такое название, которое и прижилось. Оно было одобрено теми богами, которым они тогда поклонялись и в честь которых и устраивали первые представления-игрища: Деметре, Коре, и Дионису. Ведь именно последний помимо защиты культуры виноделия взял на себя функции покровительства над всеми творческими проявлениями, в том числе над поэзией и театром.
2
Древнегреческий театр подарил миру понимание важность миссии Театра. Занятие данным искусством было важным государственным делом, а занимавшиеся им профессионально поэты и актеры считались государственными людьми. Греки относились к театру очень серьезно, поэтому изначально не разменивались ни на что кроме трагедий, что переводится как «песнь козлов» - дань Дионису, часто изображавшемуся в козлиной шкуре. Позже появились и комедии у единственного на всю страну комедиографа – Аристофана. Однако комедии, с легкой руки Аристотеля, сразу стали считаться низшим жанром.
3
Принято считать, что официальное открытие мирового театра состоялось во время Великих Дионисий в 534 году до н.э., когда поэт Феспид для большей торжественности звучания своих стихов привлек актера для их декламирования.
4
Идея привлечения декламаторов столь понравилась афинским поэтам, что они, дабы перещеголять соперников, один за другим стали пользоваться их услугами. Драматург Эсхил добавил двух актёров-декламаторов в общему хору, а Софокл трех.
5
Римские граждане, в отличие от греческих, считали театр искусством низким, почти позорным. Если поначалу они многое заимствовали у греков, то с течением времени искусство театра у них деградировало. На сцене для римлян была важна не мысль, заложенная драматургом в произведение, а зрелищность. Поэтому гладиаторские бои пользовались большим успехом у публики. Чуть лучшими образцами были представления мимов и пантомимы.
6
По большей части перерабатывая древнегреческие произведения для сцены, Римский театр все же умудрился подарить миру несколько бессмертных произведений таких драматургов как Сенека, Плавт, Овидий и Апулей.
7
В эпоху раннего Средневековья, во время агрессивного наступления христианства, театр яростно искоренялся церковниками из жизни общества. А, поскольку продолжалось оно около шести столетий, то выжил театр почти чудом, прорвавшись через единственно возможное в том время окошко: церковные Литургии и Мистерии.
8
И даже позже – во время позднего Средневековья, в 12-15 веках – быть артистом, музыкантом или циркачом было довольно опасно. За это можно было поплатиться жизнью, сгорев на костре святой Инквизиции. Совершенно необъяснимым образом театральное искусство все же выжило в это темное время, длившееся почти целое тысячелетие. Выжило, благодаря маленьким бродячим театральным труппам, разыгрывающим фарсовые комедии на злобу дня и переработанные мистериальные драмы.
9
Возрождение явилось очищающим глотком свободы для всех искусств и театр не оказался исключением. Вернувшись ненадолго – для обретения истоков – к античным образам и образцам, театральное искусство стало стремительно развиваться, вовсю используя технический прогресс. Для представлений в городах строились специальные здания. Со временем появились конкурирующие друг с другом профессиональные театральные труппы, зачастую управляемые драматургами: Лопе де Вегой, Кальдероном, Сервантесом. Или главным актером, либо распорядителем, заказывающим эксклюзивные драмы драматургам – например Марло или Шекспиру. Развивались различные виды и жанры театрального искусства.
10
Впоследствии, почти до конца 19 века, театр развивался на основе превалирующих в то или иное время эстетических направлений: от классицизма, просвещения и романтизма до сентиментализма и символизма. Главными лицами в нем очень долгое время оставались драматург, актер и антрепренер.
11
С начала века 20-го все вышеперечисленные эстетики победил, почти поглотив их, реализм. И вместе с ним, наступила эпоха режиссерского театра. Гордон Крэг, Константин Станиславский, Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров, Евгений Вахтангов, Берторльд Брехт, Шарль Дюллен, Жак Лекок - именно они, создав собственные театральные школы и методы, заложили основу того театра, тех его направлений, которые во многом существуют и в настоящее время.
12
Современный театр ярок и порой непредсказуем. В нем сохраняется и архаика, где главенствуют незыблемые постулаты: конфликт, событие, действие, перевоплощение, пьеса, артист, режиссер. Но благодаря развитию новых технологий, использованию кино и компьютерных технологий возникают новые формы подачи любого, даже самого архаичного материала, в связи с чем многое переосмысливается и перерождается. В современном театре органично сосуществуют такие направления как: драматический и документальный театры, театр модерн-данса и пантомима, опера и балет.