Инструкция
1
Спортивное фехтование - это представитель того вида спорта, который который входил в игровую программу на всех Олимпиадах современности. Проводятся и индивидуальные, и групповые соревнования. Но все равно все поединки проходят один на один, просто в групповых соревнованиях суммируются результаты всех участников команды. Виды фехтования делятся по оружию, которое используется в поединках: рапиры, сабли или шпаги.
2
Цель состязания фехтовальщиков - нанести уколы (или в случае с саблями удары) противнику, пытаясь не допустить ударов от него. Побеждает тот, кто за определенное время нанесет большее число уколов или первым достигнет определенного количества уколов. Если раньше фиксацией уколов занимались несколько судей, сейчас предусмотрена электрическая схема, которая сигнализирует звуком и светом о нанесении удара. Судьи лишь фиксируют соблюдение правил и, соответственно, засчитывают либо не засчитывают укол. С развитием техники появились нововведения: судьи в спорных моментах могут прибегать к видеоповторам.
3
Проходит поединок между фехтовальщиками на дорожке шириной от 1,5 до 2 м и длиной 14 м. Выполнена дорожка из электропроводящего материала и оснащена разметкой: обозначена центральная линия, через 2 м от нее в разные стороны обозначены исходные позиции соперников, боковые границы и задние края. За 2 м до края дорожки с обеих сторон обозначены линии для того, чтобы участники при отступлении могли следить за своим положением и не выйти за границы дорожки. Если в ходе поединка соперники вышли за боковые границы, бой останавливается. Если пересечена задняя граница, то фехтовальщик наказывается штрафным уколом.
4
На самой первой Олимпиаде в 1896 году разыгрывались медали лишь в фехтовании на рапирах. Рапира - это вид колющего оружия с гибким клинком, длина которого составляет до 110 см, а масса 0,5 кг, для защиты кисти руки предназначена круглая гарда 12 см в диаметре. В этом виде фехтования засчитываются только те уколы, которые наносятся в специальную металлизированную или электрокуртку. В поединке важны некоторые правила: правота атаки (прежде чем начинать собственную атаку, нужно отразить атаку соперника), правота защиты (после действий своим оружием на оружие соперника при защите приоритет действия переходит тому, кто защищался). При фиксации укола поединок приостанавливается, а после принятия судьями решения о том, засчитать либо аннулировать укол, бой возобновляется.
5
Уже на II Олимпийских играх были представлены все три вида фехтования, в том числе фехтование на шпагах. Шпага - это чуть более тяжелое, чем рапира, колющее оружие. Клинок ее более жесткий, а вес достигает 0,77 кг. Длина клинка та же, что и у рапиры. Гарда в диаметре составляет 13,5 см. Уколы могу наноситься по всему телу спортсмена за исключением затылка. Приоритета действия у атакующего или защищающегося нет. Очко получает тот, кто раньше нанесет укол сопернику. Если разница в нанесении ударов меньше 0,04-0,05 с, то уколы засчитываются и одной, и второй стороне. Исключение составляют лишь уколы в конце поединка при одинаковом счете (здесь засчитывают укол тому, кто совершил его первым).
6
Еще одним видом оружия для фехтования считается сабля. Она представляет собой колюще-рубящее оружие, которым можно наносить не только уколы, как в других видах фехтования, но и удары клинком. Из-за этого поединки проходят более динамично, поскольку противостоять ударам сложнее, чем уколам. Длина ее составляет 105 см, вес 0,5 кг, а кисть и пальцы фехтовальщика защищает овальная гарда со специальной скобой. Удары можно наносить по верхней части тела соперника (все, что выше талии), включая маску. Единственное, нельзя наносить удары в руки ниже запястья. Правила схожи с правилами фехтования на рапирах: также есть правота атаки и защиты, в ситуации одновременных уколов со стороны обоих участников поединка приоритет засчитывают атакующему, соперники стараются парировать чужую атаку перед организацией своей.
7
Перед боем судьи обязательно проверяют экипировку спортсменов (специальный защитный белый костюм, маска с сеткой и воротом, перчатки, фехтовальная обувь) и наличие запасного оружия. Рапиристы поверх костюма должны надевать металлизированный жилет, ограничивающий поражаемую поверхность, саблисты - металлизированную куртку, а шпажисты - ничего, поскольку все их тело - это поражаемая поверхность. Через одежду у спортсменов проходят электрические схемы, которые связаны с фиксирующим аппаратом либо проводной системой, либо беспроводной.
8
Поединки проводятся по-разному в зависимости от стадии соревнований. Предварительные этапы предусматривают бои до 5 уколов и не более 3 минут. На финальных этапах проводится 3 раунда по 3 минуты, а между ними предусмотрены минутные перерывы. Если в результате зафиксирована ничья, добавляется еще минута времени до первого укола. В начале каждого раунда поединка соперники занимают исходные позиции и встают боком друг к другу (одна нога впереди другой), оружие при этом направлено в сторону соперника, а свободная рука отведена назад. По сигналу судьи поединок начинается и продолжается до команды «Стой» или сигнала об окончании времени. Возобновляется бой каждый раз по сигналу судьи.
9
Судьи следят за соблюдением всех правил фехтования, учитывая вид оружия, а также назначают наказания в виде штрафов или желтой и красной (или черной, что предусматривает удаление) карточки в случае дисциплинарных нарушений: атака бегом, толчок или намеренный контакт с соперником, разворот к сопернику спиной и т.д. Главному рефери помогают судьи на разных сторонах дорожки.