Инструкция
1
Исследованием знаковых систем занимается семиотика. Ее целью является выяснить, как именно та или иная совокупность знаков реализует представления культурной области. Под знаком понимается любой материальный предмет. Он может заменить собой другой предмет, информацию или знание о чем-либо. Знаком может быть явление и событие.
2
Культура это отражение следующих видов знаковых систем:
- естественные знаки (например, знаком огня является дым);
- функциональные знаки (несут информацию о деятельности человека);
- иконические знаки (знаки-образы распространены в живописи, литературе, скульптуре);
- конвенциональные или искусственно созданные знаки (например, школьный звонок);
- сигналы (например, цвета светофора);
- индексы (компактные условные обозначения предметов, ситуаций);
- символы (указывая на объект, несут о нем дополнительную информацию);
- языки (вербальный, письменный).
- естественные знаки (например, знаком огня является дым);
- функциональные знаки (несут информацию о деятельности человека);
- иконические знаки (знаки-образы распространены в живописи, литературе, скульптуре);
- конвенциональные или искусственно созданные знаки (например, школьный звонок);
- сигналы (например, цвета светофора);
- индексы (компактные условные обозначения предметов, ситуаций);
- символы (указывая на объект, несут о нем дополнительную информацию);
- языки (вербальный, письменный).
3
Культура представлена двумя сферами: материальной и нематериальной. К первой относятся символы, обычаи, правила, абстракции. Вторую составляют предметы: компьютеры, узелковое письмо, смокинги и т.п. Обе они осуществляют информационную функцию. Поэтому культура - это процесс создания, упорядочения и дальнейшей передачи информации. В широком смысле, культурное общество - это общество информационное.
4
Одно из основных понятий семиотической концепции культуры - культурный код. Это культурная память. Способ сохранения и передачи информации из поколения в поколение. В зависимости от культурного кода существуют 3 глобальных вида культуры: дописьменная, письменная, экранная.
5
Дописьменная культура сложилась и функционировала в эпоху устной традиции. Тогда знания выражались в форме устных житейских историй, оформившихся позже как миф, легенда или предание. Основной культурный код этой эпохи - миф. Его важная особенность в сочетании фантазии с реальными знаниями. Мир в мифе не делится на реальный и ирреальный. Человеческими качествами в мифах наделены природные явления и проявления стихии.
6
Письменные культуры появились как результат развития письменности. В связи с усовершенствованием орудий труда, усложнением социального строения общества формировались новые виды знаковой деятельности. К ним можно отнести письменность, черчение, счет и т.д.
7
Кино стало синтезом многих художественных возможностей разных искусств. В нем нашли отражение живопись, литература, музыка, театр. С одной стороны оно обязано своим появлением всех предыдущей истории культуры. С другой - техническому прогрессу. Кино породило массовую культуру. При этом именно оно дало возможность запечатлеть реальные факты. Благодаря документальному кино человек имеет адекватное представление о многих явлениях и событиях.