Инструкция
1
Купите краски. Масло продается как в наборах, так и отдельными цветами. Опытные художники покупают отдельные тюбики в зависимости от того, какие оттенки чаще всего использую в работе. К тому же, одни цвета заканчиваются очень быстро, другие используются редко – по мере надобности ваш набор масла будет пополняться.
2
Вам понадобятся кисти. Лучше всего для масла подходят кисточки из свиной щетины. Закупите несколько штук разных размеров для масштабной и детальной работы. Синтетические кисточки напоминают щетину по твердости, но от воздействия веществ в составе краски быстро разрушаются. Также купите несколько мастихинов – они тоже подходят для живописи маслом и для удаления неверно наложенного слоя краски. В особых случаях можно наносить масло подручными средствами – губками, ветошью. Только не используйте вместо кистей пальцы, краски могут быть токсичны.
3
Еще один необходимый инструмент – палитра. Можно приобрести специальную деревянную или приспособить для этих целей небольшое стекло или керамическую тарелку. Выдавливайте небольшое количество краски на край палитры, слева направо, отдельно размещая теплые и холодные оттенки. Между ними можно выдавить белила, которые расходуются очень быстро. В центре палитры оставьте место для смешивания красок.
4
Нанесите на холст грунт. Он улучшит сцепление краски с поверхностью, предотвратит впитывание масла в холст. Используйте белое покрытие или разбавьте его акрилом или сухими пигментами. Также можно купить уже загрунтованную основу.
5
Выберите или создайте наиболее удобную для вас технику живописи. Основными методами считаются а-ля прима и многослойная живопись.
6
А-ля прима – это живопись по сырому. Она подойдет, если вы хотите написать картину быстро, например, пейзаж на пленэре. В этом случае не делайте набросок, можно лишь ограничиться небольшой «подсказкой», начерченной углем. Если вы не успели закончить картину за один сеанс, можно продолжить на следующий день, краска еще не успеет высохнуть, если слой не слишком плотный.
7
Для более основательной и осторожной работы выберите технику многослойной живописи. Первым этапом должен стать подмалевок. С помощью гризайли (белила, смешанные с темной краской), темперы или акрила обозначьте основные элементы рисунка, расставьте световые акценты, тени. После того как первый слой высохнет, можно детально прорабатывать картину маслом.
8
Добиться глубины и чистоты цвета, прозрачности световых пятен вы сможете с помощью лессировок. Накладывайте прозрачные слои красок друг на друга (дожидаясь высыхания) – в результате они дадут новый оттенок. При этом учитывайте прозрачность краски и степень ее укрывистости. Кадмий, белила, английский красный, неополитанский желтый для этого не подойдут.
9
Если какой-то фрагмент не удался, мастихином соскоблите слой масла и нанесите новый. Цвета должны быть укрывистыми, чтобы спрятать старые огрехи.
10
Методы накладывания мазков выбирайте в зависимости от того, какого результата хотите добиться. Если выработать свою манеру вам сложно, на начальном этапе обучения копируйте известные работы, разглядывая и повторяя каждый штрих. Проанализируйте, какое впечатление производит картина на зрителя, и определите, за счет чего художник этого добился. Наблюдения используйте в своей работе.
11
Обратите внимание на состав красок, которые вы используете. Не смешивайте минеральные пигменты с органическими, чтобы не запустить химическую реакцию, которая отразится на качестве изображения. Если вы хотите сохранить прозрачность оттенка, не смешивайте прозрачные и полупрозрачные цвета с укрывистыми. При этом смешивайте не более трех цветов, иначе оттенок получится грязным.
12
Готовая картина маслом должна высохнуть. «Схватится» краска за неделю-полторы, закончится процесс высыхания через 2-3 года. Для сохранности изображения его можно покрыть лаком.
13
Храните картину в условиях, подходящих для той краски, которой вы пользовались. Если связующее в ней – льняное масло, в темноте оно может пожелтеть. Однако для некоторых пигментов яркий свет в больших дозах губителен.