Притча о мытаре и фарисее изложена в евангелии от Луки. Так, Священное Писание повествует о двух людях, которые зашли в храм для того, чтобы помолиться. Один из них был фарисей, другой - мытарь. Фарисеями в еврейском народе назывались люди, имевшие статус знатоков Священного Писания Ветхого Завета. Фарисеи пользовались уважением в народе, они могли являться религиозными законоучителями иудеев. Мытарями называли сборщиков подати. К таким людям народ относился с презрением.
Христос рассказывает о том, что фарисей, войдя в храм, встал в самой середине и гордо начал молиться. Законоучитель еврейский благодарил Бога за то, что он является не таким грешником, как все остальные. Фарисей упоминал об обязательных постах, молитвах, которые он совершал в славу Господа. При этом, это было сказано с чувством собственного тщеславия. В отличие от фарисея, мытарь скромно стоял в конце храма и бил себя в грудь со смиренными словами о том, чтобы Господь был милостив к нему грешному.
Христос, окончив свой рассказ, возвестил людям о том, что именно мытарь вышел из храма оправданным от Бога.
Это повествование обозначает, что в человеке не должно быть гордости, тщеславия и самодовольства. Мытарь явился безумцем перед Богом, так как более восхвалял себя, забывая о том, что у каждого человека есть те или иные грехи. Мытарь же проявил смирение. Он испытывал глубокое чувство покаяния перед Богом за свою жизнь. Именно поэтому мытарь скромно стоял в стороне и молился о прощении.
Православная Церковь говорит о том, что смирение и разумение своих грехов, совместно с покаянным чувством, возвышает человека перед Богом. Именно объективный взгляд на свою греховность открывает человеку путь к Творцу и возможность нравственного совершенствования. Никакие знания о Боге не могут быть полезными, если человек гордиться ими и ставит себя выше других людей.