Инструкция
1
Осознавайте свои чувства и потребности. Четко разделяйте свои и чужие интересы. Если манипулятор пытается вызвать у вас чувство вины, вывести из состояния эмоционального равновесия или решить за ваш счет свои проблемы, смените эмоциональную реакцию, которую он ожидает от вас получить. Обратите внимание на сумятицу, царящую в ваших чувствах: вроде бы вы уверены, что поступаете правильно, но в то же время у вас присутствует некий внутренний протест и вам становится некомфортно.
2
Будьте настороже: задавайте уточняющие вопросы, не связывайте себя никакими обещаниями. Скажите, что вам необходимо время, чтобы подумать или посоветоваться с кем-нибудь. Не получив сразу нужной реакции, манипулятор осознает, что его намерения раскрыты, и переведет разговор на другую тему. Дайте понять манипулятору, что вы не собираетесь идти у него на поводу. Скажите человеку прямо, что вы думаете и чувствуете в связи с возникшей ситуацией. Помните, что манипуляция теряет свою силу, если становится заметна «жертве».
3
Научитесь игнорировать манипуляторов. При первых признаках того, что вас хотят использовать в своих целях, переводите разговор на другую тему. Если вами пытается манипулировать посторонний человек, разорвите контакт под благовидным предлогом. Лишите манипулятора его главного инструмента воздействия на других людей, научившись гасить излишнюю эмоциональность в момент принятия важных решений. Ставьте в приоритетное положение свои интересы и желания и говорите «Нет» людям, которые явно вас используют.
4
Развивайте навык коммуникативного общения, который поможет выявить моменты, когда вас хотят использовать в своих целях. Вырабатывайте уверенность в себе и повышайте самооценку: подобная самодостаточность не даст вам растеряться в сложной ситуации. Отвечайте на манипуляцию схожим образом. Поняв суть происходящего, позвольте собеседнику вести свою игру дальше, но незаметно внесите в ее сюжет свои условия. Ослабьте манипулятивное воздействие или сведите его на нет, сделав критическое замечание, высказав осуждение или насмешку по отношению к действиям собеседника.
Видео по теме
Связанная статья
Манипулирование как один из методов психологического воздействия