Хронологически Ренессанс охватывает временные рамки начала XIV – последней четверти XVI столетий. В Англии и Испании период эпохи Возрождения продолжался вплоть до начала XVII веков. Самой характерной чертой эпохи Ренессанса является особый тип культуры, сформировавшийся на принципах антропоцентризма и кардинально отличающийся от выраженной религиозности культуры Средневековья.
Само понятие «Ренессанс» («Возрождение») впервые встречается уже в работах знаменитого итальянского гуманиста XVI века Джорджо Вазари и подразумевает некий расцвет, скачок во всех сферах жизни общества и, в первую очередь, в сфере культуры. Современное же значение, как название исторической эпохи, этот термин приобрел в XIX столетии, благодаря работам французского историка Жюля Мишле.
Формирование новой культурной парадигмы в Италии XIV века было тесно связано с бурным ростом независимых городов-республик. Этот исторический процесс позволил выйти из тени сословиям, ранее практически не вовлеченным в феодальные отношения: городским ремесленникам, торговцам, банкирам, мастеровым. По своему характеру культура Ренессанса – это городская культура, чуждая иерархической религиозной системе ценностей, характерной для Средних веков. Попытки противопоставить что-то доминирующей схоластической культуре церкви привели к формированию мировоззрения гуманизма, опирающегося на идеалы античности.
Мощнейший толчок для развития культуры Ренессанса дало появление книгопечатания в XV веке. Массовое распространение печатных книг позволило сделать произведения античных философов доступными для широких кругов населения. В европейских городах начали активно образовываться светские центры науки и искусства.
Массовый интерес к античной культуре породил новые формы во всех видах искусства: архитектуре, живописи, скульптуре, литературе. Новым главным объектом искусства стал человек со всеми его страстями и переживаниями. В философских работах мыслителей-гуманистов описывался идеал новой свободной, гармоничной и всесторонне развитой личности – так называемый «универсальный» человек. Одним из самых ярких представителей данного мировоззрения был гениальный итальянский художник Леонардо да Винчи. Представление о безграничных возможностях воли и разума человека, его богоподобности отражено в работах многих философов того времени. В частности, знаменитый философ-пантеист, последователь идей Н.Коперника, – Джордано Бруно выдвинул идею «героического энтузиазма», присущего истинно творческой, гармоничной личности, способной создавать окружающий мир по собственному разумению.
Культура Ренессанса породила целую плеяду гениальных художников и мыслителей, оказавших огромное влияние на все последующее развитие западноевропейского общества. Многие философские и научные идеи, созданные в тот исторический период, не утратили своего значения и в наши дни, а прекрасные произведения искусства по-прежнему являются объектом восхищения и гордости многих народов.
Само понятие «Ренессанс» («Возрождение») впервые встречается уже в работах знаменитого итальянского гуманиста XVI века Джорджо Вазари и подразумевает некий расцвет, скачок во всех сферах жизни общества и, в первую очередь, в сфере культуры. Современное же значение, как название исторической эпохи, этот термин приобрел в XIX столетии, благодаря работам французского историка Жюля Мишле.
Формирование новой культурной парадигмы в Италии XIV века было тесно связано с бурным ростом независимых городов-республик. Этот исторический процесс позволил выйти из тени сословиям, ранее практически не вовлеченным в феодальные отношения: городским ремесленникам, торговцам, банкирам, мастеровым. По своему характеру культура Ренессанса – это городская культура, чуждая иерархической религиозной системе ценностей, характерной для Средних веков. Попытки противопоставить что-то доминирующей схоластической культуре церкви привели к формированию мировоззрения гуманизма, опирающегося на идеалы античности.
Мощнейший толчок для развития культуры Ренессанса дало появление книгопечатания в XV веке. Массовое распространение печатных книг позволило сделать произведения античных философов доступными для широких кругов населения. В европейских городах начали активно образовываться светские центры науки и искусства.
Массовый интерес к античной культуре породил новые формы во всех видах искусства: архитектуре, живописи, скульптуре, литературе. Новым главным объектом искусства стал человек со всеми его страстями и переживаниями. В философских работах мыслителей-гуманистов описывался идеал новой свободной, гармоничной и всесторонне развитой личности – так называемый «универсальный» человек. Одним из самых ярких представителей данного мировоззрения был гениальный итальянский художник Леонардо да Винчи. Представление о безграничных возможностях воли и разума человека, его богоподобности отражено в работах многих философов того времени. В частности, знаменитый философ-пантеист, последователь идей Н.Коперника, – Джордано Бруно выдвинул идею «героического энтузиазма», присущего истинно творческой, гармоничной личности, способной создавать окружающий мир по собственному разумению.
Культура Ренессанса породила целую плеяду гениальных художников и мыслителей, оказавших огромное влияние на все последующее развитие западноевропейского общества. Многие философские и научные идеи, созданные в тот исторический период, не утратили своего значения и в наши дни, а прекрасные произведения искусства по-прежнему являются объектом восхищения и гордости многих народов.
Видео по теме
Источники:
- Возрождение (Ренессанс) - статья БСЭ