Инструкция
1
В коносаменте в обязательном порядке прописывается информация о том, в каком количестве и состоянии отправлен груз. Поскольку коносамент подтверждает заключение договора между перевозчиком и отправителем груза, то в документе указывается наименование судна и место приема груза.
2
В международной торговле используются различные виды коносаментов. Особенности отдельных разновидностей этого документа определяются способом передачи прав собственности на груз. Например, в именном коносаменте указывается наименование и адрес конкретного получателя груза. Ордерный коносамент имеет передаточную надпись, с помощью которой права на груз могут быть переданы третьему лицу. Коносамент на предъявителя не содержит передаточной надписи и может быть передан любому лицу путем простого вручения. Последние два вида коносаментов являются оборотными, то есть право собственности на товар может несколько раз переходить от одного лица к другому. Оборотные коносаменты часто используются в международной торговле, поскольку в пути товары часто перепродаются и меняют собственника. Оборотные коносаменты могут использоваться в качестве дополнительного обеспечения при получении кредита.
3
В зависимости от особенностей перевозки коносаменты могут быть чартерными и рейсовыми. Рейсовые коносаменты используются при перевозке грузов на рейсовых судах, которые работают по определенному расписанию. Чартерные коносаменты применяются для оформления нерегулярных перевозок.
4
Если грузы перевозятся только морским транспортом, от порта до порта, то оформляется прямой коносамент. Если перевозка осуществляется наземным и морским транспортом, то оформляется сквозной коносамент.
5
Если перевозчик обнаружит при осмотре груза повреждение упаковки или другие дефекты, то выписывается нечистый коносамент или коносамент с оговорками. Если дефектов не замечено, то оформляется чистый коносамент.
6
Работа с коносаментом осуществляется в определенном порядке. Сначала отправитель груза оформляет погрузочный ордер, в котором содержится подробная информация о товаре и его получателе. Далее производится погрузка товара и выдается штурманская расписка. После того как судно вышло из порта, штурманская расписка меняется на коносамент. Последний этап – это получение груза в порту назначения после предъявления получателем экземпляра коносамента.