Инструкция
1
Первым опытом постройки греческого театра стал афинский театр Диониса. Как он выглядел, установить точно невозможно, так как здание неоднократно перестраивалось, частично разрушалось и возводилось вновь. В Греции театры обычно строились на склонах холмов. Это значительно удешевляло стоимость их постройки. В каждом театре было пространство для зрителей в виде скамеек, расположенных в несколько ярусов полукругом (амфитеатр), место перед орхестрой (скена) и ровная площадка для актеров.
2
За театром видно море и остров Эгина. Орхестра выглядела как свободная площадка, на которой размещались хоры. В центре размещался алтарь Диониса и трон его жреца. Сцены в привычном для современного человека виде не было. Вместо нее зрители видели узкую трибуну на фоне дорийских колонн. Если в театре проводилось гражданское празднество, то его не украшали, а если должна быть драматическая постановка, то за трибуной ставили легкую перегородку с дверцей. На перегородку вешали нарисованные декорации, а через дверь могли проходить актеры. Все мизансцены были условными, а декорации достаточно примитивными.
3
В римскую эпоху местоположение хора изменилось. Теперь он располагался на трибуне, а зрители могли смотреть представления с площадки орхестры. Естественно, увеличилась и ширина трибуны. Театр стал настолько популярным развлечением, что алтарь ликвидировали. Чтобы улучшить слышимость голосов хора и актеров, стену арьерсцены стали делать более высокой.
4
В древнегреческих театрах были занавесы. Ученые предполагают, что они представляли собой полые стержни, легко входившие один в другой. Стержни крепились в специальном углублении перед авансценой и при необходимости выдвигались. Не исключено, что тканевый занавес на стержнях закрывал сцену только от зрителей, сидящих в первых рядах.
5
Для улучшения акустических свойств сцены во многих театрах (например, в Арле и Помпеях) имели углубления в форме вогнутого рефлектора. Створки дверей на задней части сцены располагали так, чтобы голос звучал более гулко. Во время представления актеры неоднократно поворачивались к ним, чтобы усилить звук. С целью улучшения акустики греки придумали и еще один «фокус». Из-под скамей (в тех театрах, где они были статичными) удаляли массив, а вместо него стали вазы, служившие резонаторами. Причем такие вазы улавливали и делали громче только главные в музыкальном сопровождении звуки. Это объясняется особым складом музыки, в которой ноты тетрахорда (4-нотные созвучия) гармонично располагались в порядке их значения. Акустические вазы использовались далеко не везде. Специалисты установили, что чаще всего они находили применение в театре Айзани и театре Сагунте.
6
Классическими греческими театрами принято считать:
- театр в Эпидавре;
- театр Херонеи (места для граждан были высечены в скале);
- театр в Дельфах (его главная особенность – подвижная трибуна);
- театр в Сиракузах (над скамьями верхнего ряда находился водопад).
Кроме этого, в Греции существовали и крытые «одеоны» - малые театры, предназначенные для камерных постановок.
- театр в Эпидавре;
- театр Херонеи (места для граждан были высечены в скале);
- театр в Дельфах (его главная особенность – подвижная трибуна);
- театр в Сиракузах (над скамьями верхнего ряда находился водопад).
Кроме этого, в Греции существовали и крытые «одеоны» - малые театры, предназначенные для камерных постановок.