Приучать ребенка к аккуратности можно начинать с раннего возраста, хотя всерьез требовать этого от малыша младше 1,5 лет не стоит. Ведь у таких детей координация движений развита еще не очень хорошо, чтобы сделать что-то аккуратно. Да и понять, где порядок, а где нет, пока сложно.
Двух-трехлетние дети обычно начинают испытывать родителей, чтобы выяснить, как сильно они могут нарушать запреты. Часто они осознанно устраивают беспорядок. В таком случае не стоит вступать с ребенком в пререкания, это скорее всего его только подзадорит. Лучше просто показать, что мама огорчена таким поведением своего малыша.
Иногда нужно разрешать ребенку перепачкаться в грязи, в песке, в краске, это любят почти все дети. Но при этом объяснить, что если идешь, например, в гости или в детский сад, нужно быть чистым и опрятным.
Дети старше трех лет уже способны после творческого занятия убрать на место краски, ножницы, пластилин, выбросить обрезки бумаги. Только не стоит отвлекать ребенка во время занятия, а оговорить заранее, что его творчество обязательно должно завершиться наведением порядка.
Однако нельзя слишком зацикливаться на порядке и чистоте. Так можно убить всякое стремление ребенка к творчеству, его инициативу. При стремлении к идеалу во всем есть риск вырастить аккуратиста, одержимого чистотой. Таким людям тяжело находиться в обществе, ведь любой беспорядок их раздражает. Итак, нужно помнить о золотой середине.
Аккуратность закладывается, прежде всего, обстановкой в семье. Дети, подражая взрослым, тоже начинают стремиться к порядку и чистоте. Они учатся чистить зубы, умываться, мыть руки, застилать свою постель, убирать на место свои игрушки, одежду, обувь. Задача взрослых — привить детям нетерпимость к грязи, неаккуратности и неопрятности.