Может ли Карма Йога быть основой социального благополучия? Обсуждая довольно сложную тему «карма-йоги» насмешливо и скептически думаем – как может йога, per se, двигать материальный и духовный прогресс, развивать культуру, науку, быть основой социального благополучия?! Как вообще возможен данный процесс? Для анализа сего нам необходимо слегка коснуться понятия «йога» в целом и «карма-йога» в частности, а уже потом сопоставить сие с самим a priori становлением социального благополучия.
Итак, йога, как часть индийской философии носит, согласно С.Радхакришнану, преимущественно спиритуалистический характер, согласно Свами Вивекананды и учению Саи Бабы, является доступной человеку независимо от его религиозных воззрений, социального статуса, расы, касты; согласно взгляду автора, является мировоззрением космополитическим, универсальным, способным дать человеку то, что нельзя найти в современных мировых религия – понимание себя, цели своей жизни, самореализацию. «Карма-йога» как часть тотального йогического учения носит все те же характеристики, но в отличие от классической формы «аштанга-йоги», имеет своей целью облагораживание социального бытия посредством личной трансформации – на первом этапе труда во имя блага и процветания личности, нации, государства, впоследствии, – красоты характера, «души».
Примеров подобного «служения» - трансформации достаточно в истории человечества – это видные полководцы, политические деятели, меценаты, духовные учителя мира. Санскритское слово «карма» имеет несколько значений – действие, причинно-следственная связь, судьба. Все три её обозначения логически связаны. Так действие рождает причины последующих противодействий, а из их совокупности рождается «судьба». Именно в данной последовательности следует искать зерно учения карма-йоги – действовать во имя блага и процветания, не ожидая в итоге награды или похвалы, т.е. действовать ради самого действия и в этом действии получать удовольствие и наслаждение.
Что следует понимать под подобным действием? Во-первых, поскольку это учение йоги, полное предание себя «владыке йоги», а отсюда, развитие в себе таких качеств как смирение, терпение, умиротворение относительно объектов мира, выражающих собой материальное проявление Его творческой интенции. Во-вторых, это осознание взаимосвязи всего бытия – физического и метафизического, его единство и взаимообусловленность, приводящую последователя «карма-йоги» к осознанному выбору ненасилия на уровне мысли, слова, поступка. В-третьих, это стремление посредством действия реализовать связь субъекта и объекта: практикующего «карма-йогу» и «цель практики - Брахмана», а отсюда – бескорыстие и любовь в действии ради самого действия. Таким образом, в данной последовательности обнаруживает себя зерно «карма-йоги» - бескорыстное служение Брахману, проявляющему себя в сознании последователя практики посредством самого бытия, социума, универсума.
Отсюда следует, что «карма-йога» учит человека развиваться в личность, устремленную к святым идеалам, развивать универсальный характер, основанный на идеалах йоги – общечеловеческих ценностях. Но как возможен сам процесс становления социального благополучия на основе «карма-йоги»? Общество, в котором идеалом социального бытия является учение «карма-йоги» само по себе утопично на первый взгляд. Но при рассмотрении нескольких вариантов выше обозначенного, становится понятным его право на жизнь.
Так подобное общество описывали и создавали адепты йоги – Ауробиндо Гхош, Свами Йогананда, Свами Вивекананда. Здесь в центре внимания группа людей, объединенная общими интересами – стремлением к самореализации, достижении йогического состояния самадхи. Методы подобного совершенствования личности могут быть различными, но общее в них то, что ими движет бескорыстная любовь к жизни, человеку, обществу. Достигнув самореализации, они являются своего рода светочами истины, к которой устремлены неспокойные людские сердца, жаждущие глотка духовного знания и умиротворения.
Получая опыт переживания близкого общения с просветленной личностью, адепты йоги с энтузиазмом начинают практиковать в мире великие общечеловеческие ценности – любовь, мир, праведность, ненасилие, терпеливость, трудолюбие. Примером такой самоотверженной жизни служат деяния Свами Шивананды. Таким образом, видно, как одна пробужденная к истине душа способна вести за собой тысячи других устремленных к миру и свободе душ. Но что, если в обществе подобной деятельностью будут заниматься целые плеяды просветленных учителей? Ясно одно – их жизнь – их послание, которое человеку необходимо понять и применить в своей жизни.
Мир способен к трансформации, и если лидерами современного общества станут просветленные учителя, они поведут за собой людей к истине, добру и красоте; каждый поймет свое предназначение и будет трудиться во благо других. Сам этот процесс будет непрерывным актом самопожертвования ради высшей цели – достижения брахмического сознания, сознания Атмана. На земле наступит мир, благоденствие, золотой век истины, добра и красоты. Каждый будет трудиться во благо себя, а себя видеть во всем многообразии живых существ, достигнув просветленного сознания.
Человек осознает ценность своего рождения, станет поистине миротворцем. Не будет более голодающих и страждущих. Возможно ли это? Да. «Карма-йога» способна дать такой прогресс обществу – доказательство тому – жизни святых просветленных учителей истины, реализовавшие в жизни идеалы «карма-йоги».