Добро в западной традиции
Добро относится к терминам, описывающим моральные и нравственные категории. Это категория этики. В бытовом понимании добром называют все, что является хорошим, приносит счастье или радость, позволяет завоевать любовь. Причем бытовое толкование порой допускает и «усложненные» виды добра, когда польза от некоторых явлений на первый взгляд неочевидна, но в итоге это оказывается добром.
Философы западного мира долгое время пытались описать добро посредством противопоставления его категории зла, или плохого. Добро – это нечто совершенно противоположное злу, и если добро приносит пользу, то зло приносит вред. Подобное разделение мира на добрую и злую части особенно характерно для западного мира. Заложили основы для подобной непримиримой антонимистичности еще древние греки, а позднее христианская религия развила это различие еще сильнее.
Так, в христианстве добру присваивается статус божественного, и в этом аспекте оно становится абсолютным, превращается в Божий промысел. Это позволяет получить дополнительные житейские толкования, например, принято считать, что добро возвращается, а зло не останется безнаказанным.
Добро должно быть бескорыстным, так как если оно совершается с целью получить выгоду, то это уже не совсем добро, а нечто из разряда торговых сделок.
Добро в восточной традиции
В восточной традиции такого четкого разделения мира на добрый и злой аспект не существует, так же как и нет там религии, абсолютизирующей понятие добра. Например, даосизм, в котором добро и зло называются инь и янь, считает, что это равноправные силы, управляющие миром, и что одна немыслима без другой. Вместе инь и янь порождают гармонию, на которой и покоится мир. Уничтожить зло означает подорвать сам принцип существования мироздания.
В даосизме считается, что попытка разделить мир на добро и зло бесплодна, так как мир бесконечный, и подобное деление тоже пришлось бы проводить бесконечно.
При этом в каждой восточной религиозной традиции рассматриваются определенные аспекты существования, которые считаются негативными. Например, в буддизме негативным моментом является постоянное перерождение, которое приносит живому существу страдания. Злом считается все, что заставляет человека погружаться в пучину жизни слишком сильно, то есть это - все страсти и желания.
В индуизме добро – это следовать сердечной чакре и стремиться, чтобы она была открыта как можно больше. Ислам, хотя и является восточной традицией, в понимании добра и зла более близок к христианству, чем к другим религиям. Самое «удобное» понимание добра дает конфуцианство: Конфуций говорил, что добро есть то, что человек считает добром для себя самого.