Нагорная проповедь Иисуса
В Нагорной проповеди, ставшей продолжением библейских десяти заповедей, Иисус в образной форме изложил основы своего морально-этического учения. Во время странствий по иудейской земле Христа окружали люди, толпами следовавшие за Мессией. Большинство из них были евреями. Этот обездоленный и лишенный всякой надежды на радость народ мечтал о возрождении своего государства. Многие из евреев не столько уповали на жизнь вечную, сколько стремились получить земные блага при жизни.
Все слушатели Иисуса самоуверенно полагали, что они достойны войти в Царство Небесное хотя бы потому, что являются народом, который был избран Богом. Книжники и фарисеи убеждали свой народ в том, что предназначение евреев состоит в том, чтобы повелевать всеми другими народами мира. Именно для тех, кто отличается высоким происхождением, приготовлена вечная жизнь, считали они.
Но то, что евреи услышали из уст Спасителя, вызвало у многих разочарование. Оказалось, что Царство Небесное уготовано не тем, кто с гордостью называл себя потомками древнего Авраама. Рай после жизни был обещан нищим духом, имеющим чистые сердца, гонимым за веру и правду во имя Сына Бога.
Христос учил, что настоящих избранников Бога отличает не происхождение, а высокие нравственные качества.
Что означает выражение «соль земли»
Вот к таким людям и были обращены слова Спасителя. «Вы – соль земли», – говорил он в проповеди своим ученикам, вставшим на путь духовного совершенства. Но если соль вдруг потеряет силу, ничто не сделает ее соленою. Такая соль уже ни на что не годна. Остается лишь бросить ее на землю.
Толкователи Библии неоднократно обращались к этим словам Иисуса, пытаясь объяснить их иносказательный смысл.
Соль придает пище своеобразный вкус. Считается также, что ценное качество обычной соли – не только делать пищу соленою, но и уберегать ее от порчи. Те, кто выбрал целью своей жизни служение Христу, обязаны хранить свою чистоту и спасать других людей от нравственной плесени и морального разложения, которые можно считать порчей духовной.
Придать острый и неповторимый вкус пресной жизни людей, считают толкователи Библии, может лишь учение Христа. Оно несет в себе особый смысл, а потому последователи Иисуса, которые, не страшась гонений, сознательно распространяют его взгляды, и есть та самая соль земли, которая представляет собой главную созидающую силу человечества.
Если отвлечься от религиозного содержания данного фразеологизма, понятие «соль земли» можно интерпретировать как указание на творческую силу наиболее активной части человечества. В публицистике можно довольно часто встретить это восходящее к Библии сочетание, которое используется для оценки моральных и нравственных качеств какой-либо группы людей, преследующих высокую цель и готовых на самопожертвование во имя ее достижения.