Жанр литературной пародии в советские годы был достаточно популярен. Особенно в поэзии. Поэтов-пародистов было так много, что, спустя сравнительно короткий промежуток времени, вспоминают из ни только одного Александра Иванова.
Как признавался сам пародист уже в пору своей известности, в юные годы он подумывал о поэтическом будущем. Но слишком большая конкуренция в поэтической среде спугнула его. «Ну сколько в России в столетие рождается поэтов? Ну пять, ну десять. А у нас в Союзе писателей таковыми значатся тысячи» - рассудил юный Иванов и стал учителем черчения.
Но тяга к поэзии его не оставила. Он написал свои первые пародии и отослал в «Литературную газету» в только что открывшийся «Клуб 12 стульев». И их напечатали. Маститые пародисты для этого порой годами выстаивали в очереди на опубликование своих «шедевров». А тут начинающий автор, и сразу такой успех.
Но не все в начале творческой судьбе Иванова было так просто. Да, его публиковали. Но и ругали по полной. Кроме того, молодой пародист в силу своей поэтической специфики, сразу приобрел массу врагов в поэтической среде.
Ведь сочинял он не просто пародии. В своих пародийных стихах он очень остроумно, хлестко, не зная пощады высмеивал пародируемых авторов. И, что ни пародия, то в самое яблочко.
Особенно доставалось авторам, пытающимися в своих творениях отождествлять себя с поэтическими гениями.
Но популярность Иванова растет. Он уже смело пишет пародии на грандов советской поэзии тех лет: Вознесенского, Евтушенко, Ахмадулину, Окуджаву… К нему за пародиями выстраиваются в очередь вчерашние враги. Для них его пародии превращаются в инструмент пиара.
Сам пародист высказывается о своем творчестве с неизменной иронией.
Появляются у него и прозаические пародии. Любимый объект для таких пародий - Валентин Пикуль. Говорят, также, что Иванов является родоначальником бесконечной серии анекдотов про Штирлица, написав пародию «Восемнадцатое мгновение весны» на знаменитый роман Юлиана Семенова.
Но своей настоящей вершины Александр Иванов достиг в середине семидесятых, став бессменным ведшим популярнейшей тогда в СССП
телепередачи «Вокруг смеха».
При этом он не просто стал популярным телеведущим. Не просто получил возможность доносить свое творчество читателю с телеэкрана. Он получил возможность лично отбирать в свою телепередачу талантливых авторов и популяризировать их творчество.
После пика карьеры у Иванова наступает резкий спад. В начале 90-х он мечется в творческом поиске. Пытается создать собственный театр и даже идет в политику. Но все это не приносит ему удовлетворения. Сердце поэта не выдерживает. В 1996 году Александра Иванова не стало.
Становление пародиста Иванова
Как признавался сам пародист уже в пору своей известности, в юные годы он подумывал о поэтическом будущем. Но слишком большая конкуренция в поэтической среде спугнула его. «Ну сколько в России в столетие рождается поэтов? Ну пять, ну десять. А у нас в Союзе писателей таковыми значатся тысячи» - рассудил юный Иванов и стал учителем черчения.
Но тяга к поэзии его не оставила. Он написал свои первые пародии и отослал в «Литературную газету» в только что открывшийся «Клуб 12 стульев». И их напечатали. Маститые пародисты для этого порой годами выстаивали в очереди на опубликование своих «шедевров». А тут начинающий автор, и сразу такой успех.
Но не все в начале творческой судьбе Иванова было так просто. Да, его публиковали. Но и ругали по полной. Кроме того, молодой пародист в силу своей поэтической специфики, сразу приобрел массу врагов в поэтической среде.
Ведь сочинял он не просто пародии. В своих пародийных стихах он очень остроумно, хлестко, не зная пощады высмеивал пародируемых авторов. И, что ни пародия, то в самое яблочко.
Особенно доставалось авторам, пытающимися в своих творениях отождествлять себя с поэтическими гениями.
Вершина успеха пародиста
Но популярность Иванова растет. Он уже смело пишет пародии на грандов советской поэзии тех лет: Вознесенского, Евтушенко, Ахмадулину, Окуджаву… К нему за пародиями выстраиваются в очередь вчерашние враги. Для них его пародии превращаются в инструмент пиара.
Сам пародист высказывается о своем творчестве с неизменной иронией.
Он не пишет разгромных статей,
Он скорей гуманист по природе.
Автор книг стихотворных пародий.
Им поэты пугают детей.
Появляются у него и прозаические пародии. Любимый объект для таких пародий - Валентин Пикуль. Говорят, также, что Иванов является родоначальником бесконечной серии анекдотов про Штирлица, написав пародию «Восемнадцатое мгновение весны» на знаменитый роман Юлиана Семенова.
«…Так, может быть, вы, Штирлиц являетесь вторым человеком в Рейхе после фюрера, - с тревогой спросил Борман.
Штирлиц скромно потупил взор:
- Ну почему же вторым? ...».
Но своей настоящей вершины Александр Иванов достиг в середине семидесятых, став бессменным ведшим популярнейшей тогда в СССП
телепередачи «Вокруг смеха».
При этом он не просто стал популярным телеведущим. Не просто получил возможность доносить свое творчество читателю с телеэкрана. Он получил возможность лично отбирать в свою телепередачу талантливых авторов и популяризировать их творчество.
После пика карьеры у Иванова наступает резкий спад. В начале 90-х он мечется в творческом поиске. Пытается создать собственный театр и даже идет в политику. Но все это не приносит ему удовлетворения. Сердце поэта не выдерживает. В 1996 году Александра Иванова не стало.
Источники:
- антология юмора
Вечерняя луна взошла.
На трон небесный.
Юпитер и Сатурн сияют в небесах.
И чудная прекрасная Венера.
И лунный трон сияет над Землей.
Луна ночная нам озаряет путь.
И множества ночных.
Прекрасных дивных звезд.
И звезд далеких свет манит.
Да космос нас завет.
Мы есть мы звезды.