Специалисты по душевной гармонии – психологи, психотерапевты и психоаналитики – используют в своей работе арт терапию. Педагоги задействуют арт технологии для того, чтобы предупредить проблемы общения маленького человека, развить творческое начало личности, удовлетворить жажду познания детей.
В арт терапии активно используются рисунок и лепка, танцы и театр. В процессе творчества человек дает выход эмоциям, выражает себя с помощью кисти, резца, движения, голоса.
Для психолога, который практикует приемы арт терапии (контактная импровизация, рисунок, лепка, расстановки) важную роль играет ход творчества.
Например, большее значение для арт терапевта имеет то, как часто человек использует цвет, какие его оттенки выбирает. Сам цвет - депрессивный черный или позитивный желтый - играет вторую роль.
Детские психологи обычно задействуют сразу несколько арт направлений. Например, рисуют под музыку (динамический и пластический виды искусства); лепят героев сказок (динамическое и пластическое искусство); после сеанса сказкотерапии разыгрывают короткие спектакли (зрелищное и динамическое арт направление) - они побуждают малышей прожить эмоции и понять действия героя.
Папы и мамы, бабушки и дедушки испокон веку пользуются арт технологиями в воспитании детей:
- детям рассказывают поучительные сказки (сказкотерапия);
- с ними слушают музыку и танцуют (музыкальная терапия);
- строят дома и лепят фигуры из песка (песочная терапия);
- играют в веселые игры (игровая терапия);
- рисуют кистями, пальчиками и карандашами (изотерапия).
Родители, в отличие от воспитателей и учителей, используют арт технологии бессознательно. Просто потому, что они известны и доступны всем. Педагоги и воспитатели используют арт приемы для развития, обретения уверенности ребенка в себе, самовыражения малыша.
Специалисты считают арт методы важными инструментами развития и обучения детей.
Педагоги рекомендуют использовать арт технологии с рождения:
- пение колыбельных успокаивает новорожденного;
- лепка и рисунок пластилином, рисование пальчиковыми красками – эти арт приемы развивают мелкую моторику;
- чтение расширяет словарный запас малышей;
- игра на ударных музыкальных инструментах развивает чувство ритма;
- игра на дудке или свирели укрепляет легкие, способствует становлению речи.
Арт технологии доступны и универсальны. Их используют не только для профессиональной диагностики и коррекции. Арт технологии можно применять самостоятельно для того, чтобы дать выход эмоциям, проанализировать свои действия, скорректировать их.
Терапия души: арт технологии в психологии
В арт терапии активно используются рисунок и лепка, танцы и театр. В процессе творчества человек дает выход эмоциям, выражает себя с помощью кисти, резца, движения, голоса.
Для психолога, который практикует приемы арт терапии (контактная импровизация, рисунок, лепка, расстановки) важную роль играет ход творчества.
Контактная импровизация - стиль современной хореографии. Она работает на стыке театра, хореографии и фитнеса. Основа такого танца - эмоционально-физический контакт с партнером.
Например, большее значение для арт терапевта имеет то, как часто человек использует цвет, какие его оттенки выбирает. Сам цвет - депрессивный черный или позитивный желтый - играет вторую роль.
Детские психологи обычно задействуют сразу несколько арт направлений. Например, рисуют под музыку (динамический и пластический виды искусства); лепят героев сказок (динамическое и пластическое искусство); после сеанса сказкотерапии разыгрывают короткие спектакли (зрелищное и динамическое арт направление) - они побуждают малышей прожить эмоции и понять действия героя.
Воспитать АРТиста: арт технологии в педагогике
Папы и мамы, бабушки и дедушки испокон веку пользуются арт технологиями в воспитании детей:
- детям рассказывают поучительные сказки (сказкотерапия);
- с ними слушают музыку и танцуют (музыкальная терапия);
- строят дома и лепят фигуры из песка (песочная терапия);
- играют в веселые игры (игровая терапия);
- рисуют кистями, пальчиками и карандашами (изотерапия).
Родители, в отличие от воспитателей и учителей, используют арт технологии бессознательно. Просто потому, что они известны и доступны всем. Педагоги и воспитатели используют арт приемы для развития, обретения уверенности ребенка в себе, самовыражения малыша.
Специалисты считают арт методы важными инструментами развития и обучения детей.
У занятий, на которых педагог применяет арт-технологии, важное преимущество: они создают эффект присутствия «Я это видел». Это стимулирует детский интерес, развивает познавательные способности - желание узнать и увидеть больше.
Педагоги рекомендуют использовать арт технологии с рождения:
- пение колыбельных успокаивает новорожденного;
- лепка и рисунок пластилином, рисование пальчиковыми красками – эти арт приемы развивают мелкую моторику;
- чтение расширяет словарный запас малышей;
- игра на ударных музыкальных инструментах развивает чувство ритма;
- игра на дудке или свирели укрепляет легкие, способствует становлению речи.
Арт технологии доступны и универсальны. Их используют не только для профессиональной диагностики и коррекции. Арт технологии можно применять самостоятельно для того, чтобы дать выход эмоциям, проанализировать свои действия, скорректировать их.
Видео по теме
Источники:
- Книга для родителей и воспитателей. М. В. Киселева. Арт терапия в работе с детьми.