Пиноккио и Буратино различаются и чисто внешне, и в своих поступках, и в мотивациях, и в эволюции. Нос у Буратино длинный и заостренный, он остается таким на протяжении всей повести Толстого. У Пиноккио нос тоже длинный, но о его остроте ничего не говорится, зато он растет каждый раз, как только персонаж скажет кому-либо неправду. Буратино носит на голове носок, а Пиноккио – шапочку. 


По ходу сюжета Пиноккио проходит различные страшные и достаточно серьезные испытания, едва не гибнет, а в конце книги получает вознаграждение – становится  из деревянной куклы живым мальчиком. Буратино доволен своей судьбой деревянной куклы, приключения, в которые его втравил острый длинный нос, скорее комичны, чем трагичны, а в качестве вознаграждения он получает ключ от чудесной страны.


Пиноккио в начале повествования – злое, бесчувственное и аморальное создание, чьи проделки жестоки. По ходу действия он превращается в человека с добрым сердцем, и в итоге обретает плоть. Буратино, несмотря на безудержный холерический характер, проявляет признаки сострадания, его действия продиктованы, скорее, шалостью, чем злобой, в итоге шаловливый характер позволяет ему победить. Пиноккио приходится претерпеть изменения, приспособиться к окружающему миру с тем, чтобы помочь другим и самому себе. Буратино остается верным себе на протяжении всей истории. Своим успехом он обязан непослушанию, твердости характера и веселому нраву.


Говоря о  различии между «Золотым ключиком» и «Приключениями Пиноккио» следует заметить, что сказка Толстого содержит гораздо меньше морали и дидактики, сюжет более динамичный и менее напряженный. Это по-настоящему детская книга, из которой легко сделать комикс или мультфильм.


Коллоди ставил своей целью именно дидактику в форме детской книги, провозглашение рефлексии и работы над собой. Его целью было напугать читателя последствиями непослушания, злобы и излишней шалости, чтобы привести к пониманию, что терпение, забота о других, страдание и искупление могут сделать человека лучше. «Приключения Пиноккио» – это драма, которую должны читать дети и их родители. В случае с Буратино, все хорошие качества были изначально заложены в герое, ему нужно было лишь развить их в дружбе, опасности и интересных приключениях. Это уже не концепция индивидуального спасения через искупление, а путь положительного героя к успеху.