Агломерация – это и есть город с его районами и пригородами, или несколько тесно связанных, местами сросшихся между собой городов. Но стоит отметить, что совсем не обязательно соседние города и населенные пункты представляют собой агломерацию. У нее есть определенные критерии. Один из них – так называемые маятниковые миграции. За этим сложным термином скрываются хорошо знакомые поездки, например, из пригорода в город или из маленького населенного пункта в более крупный на работу, учебу, за покупками и т. д.
Еще один важный признак, по которому мы можем узнать агломерацию – транспортная доступность. Проще говоря, у жителей агломерации нет проблем с передвижением внутри нее – населенные пункты связаны между собой автомобильными и железными дорогами, иногда – водными видами транспорта.
Агломерации бывают двух видов – моноцентрические и полицентрические. Из названия становится ясно, что в первых есть одно ядро – крупный город, который притягивает к себе более мелкие населенные пункты. Моноцентрической, например, считается московская агломерация. Что же касается полицентрических агломераций, то здесь есть несколько центров, связанных между собой. Их также называют конурбациями. Самый известный пример конурбации – скопление городов в Рурском регионе Германии.
Чемпионом в номинации «самая большая агломерация» является Япония – в Токийской агломерации проживает около 35 миллионов жителей. В России, как и следовало ожидать, самыми крупными являются Московская и Петербургская агломерации, а вот третьей по размеру считается Самаро-Тольяттинская.
Нельзя однозначно сказать, хорош ли факт слияния городов в агломерации. С одной стороны, процесс этот обычно экономически выгоден, предприятия объединяются не только функционально, но и территориально, строится соответствующая инфраструктура, объединяются административные ресурсы.
С другой стороны, как и всяким большим образованием, агломерацией крайне сложно управлять, ряд важных вопросов, которые могли бы решаться на местах, уходят в «центр», создается почва для коррупции.
Впрочем, сегодня «плюсы» значительно перевешивают «минусы», а потому агломераций и мегаполисов становится все больше.
Еще один важный признак, по которому мы можем узнать агломерацию – транспортная доступность. Проще говоря, у жителей агломерации нет проблем с передвижением внутри нее – населенные пункты связаны между собой автомобильными и железными дорогами, иногда – водными видами транспорта.
Агломерации бывают двух видов – моноцентрические и полицентрические. Из названия становится ясно, что в первых есть одно ядро – крупный город, который притягивает к себе более мелкие населенные пункты. Моноцентрической, например, считается московская агломерация. Что же касается полицентрических агломераций, то здесь есть несколько центров, связанных между собой. Их также называют конурбациями. Самый известный пример конурбации – скопление городов в Рурском регионе Германии.
Чемпионом в номинации «самая большая агломерация» является Япония – в Токийской агломерации проживает около 35 миллионов жителей. В России, как и следовало ожидать, самыми крупными являются Московская и Петербургская агломерации, а вот третьей по размеру считается Самаро-Тольяттинская.
Нельзя однозначно сказать, хорош ли факт слияния городов в агломерации. С одной стороны, процесс этот обычно экономически выгоден, предприятия объединяются не только функционально, но и территориально, строится соответствующая инфраструктура, объединяются административные ресурсы.
С другой стороны, как и всяким большим образованием, агломерацией крайне сложно управлять, ряд важных вопросов, которые могли бы решаться на местах, уходят в «центр», создается почва для коррупции.
Впрочем, сегодня «плюсы» значительно перевешивают «минусы», а потому агломераций и мегаполисов становится все больше.