Инструкция
1
Сознание является высшей формой психики и, по К. Марксу, «результатом общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении с другими людьми», т.е. «общественным продуктом».
2
Способом существования сознания, как видно из смыла слова, представляется знание, составными частями которого выступают такие познавательные процессы, как:
- ощущение;
- восприятие;
- память;
- воображение;
- мышление.
- ощущение;
- восприятие;
- память;
- воображение;
- мышление.
3
Еще одной составляющей сознания служит самосознание, способность различения субъекта и объекта. К этой же категории относится и самопознание, присущее только человеку.
4
Сознание, по К. Марксу, невозможно без осознания целей любой деятельности, а невозможность осуществления целеполагающей деятельности представляется нарушением сознания.
5
Последним компонентом сознания считаются человеческие эмоции, проявляющиеся в оценке как общественных, так и межличностных отношений. Так, расстройство эмоциональной сферы (ненависть к прежде любимому человеку) может служить показателем нарушения сознания.
6
Другие школы предлагают свои концепции категории сознания, сходясь в оценке сознания как процесса отображения реальности органами перцепции и реализации его составляющих (ощущений, представлений и чувствований) на уровне апперцепции, но расходясь в дальнейшем:
- структуралисты - выводят природу сознания из самого сознания, пытаясь выделить базовые элементы, но сталкиваются с проблемой исходной позиции носителя сознания уже на уровне определения;
- функционалисты - пытались рассматривать сознание как биологическую функцию организма и пришли к выводу о несуществовании, «фикции» сознания (У. Джеймс);
- гештальт-психодогия - считает сознание итогом сложных преобразований по законам гештальта, но не может объяснить самостоятельную активность сознания (К. Левин);
- деятельностный подход - не разделяет сознание и деятельность, т.к. не может выделить результаты (навыки, состояния и т.п.) из предпосылок (цели, мотивы);
- психоанализ - считает сознание порождением бессознательного, вытесняющего конфликтующие элементы в область сознания;
- гуманистическая психология - не смогла создать внятной концепции сознания («Сознание есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть» - Ж-П. Сартр);
- когнититвная психология - считает сознание частью логики процесса познания, не включая данную категорию в конкретные схемы когнитивных процессов;
- культурно-историческая психология - определяет сознание как основное условие и средство овладения собой, полагая мышление и аффект частями человеческого сознания (Л.С. Выготский).
- структуралисты - выводят природу сознания из самого сознания, пытаясь выделить базовые элементы, но сталкиваются с проблемой исходной позиции носителя сознания уже на уровне определения;
- функционалисты - пытались рассматривать сознание как биологическую функцию организма и пришли к выводу о несуществовании, «фикции» сознания (У. Джеймс);
- гештальт-психодогия - считает сознание итогом сложных преобразований по законам гештальта, но не может объяснить самостоятельную активность сознания (К. Левин);
- деятельностный подход - не разделяет сознание и деятельность, т.к. не может выделить результаты (навыки, состояния и т.п.) из предпосылок (цели, мотивы);
- психоанализ - считает сознание порождением бессознательного, вытесняющего конфликтующие элементы в область сознания;
- гуманистическая психология - не смогла создать внятной концепции сознания («Сознание есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть» - Ж-П. Сартр);
- когнититвная психология - считает сознание частью логики процесса познания, не включая данную категорию в конкретные схемы когнитивных процессов;
- культурно-историческая психология - определяет сознание как основное условие и средство овладения собой, полагая мышление и аффект частями человеческого сознания (Л.С. Выготский).
Источники:
- Сознание
- Понятие о сознании
- Сознание в психологии