- Каждый клиент уникален. Двух одинаковых ситуаций не может существовать впринципе. Поэтому в психологическом консультировании важен личностно-ориентированный подход.
- Установки, взгляды и жизненная позиция клиента могут меняться в течение консультирования. Нужно предусмотреть появление новых проблем.
- Проблемы клиента в первую очередь должен осознать сам клиент. Люди, пришедшие на консультацию без мотивации, чаще всего не могут принять на себя ответственность за существование проблем и их последующее решение.
- Комфорт и безопасность клиента - главные составляющие консультирования. Если в ходе решения своих проблем человек испытывает моральный или физический дискомфорт, то психологу следует прекратить работу или перевести её в другое русло.
- Психолог должен задействовать в ходе консультирования все свои лучшие качества как профессиональные, так и личностные. Несмотря на это он обязан помнить, что главная роль в решении проблем клиента ложится на самого клиента. Если проблема не решена, то не нужно из-за этого накладывать на себя экзистенциальную вину.
- Результат консультирования может быть либо не виден сразу, либо отсрочен во времени.
- Консультант обязан всегда соблюдать правила профессиональной этики.
- Консультирование должно основываться на теоретических знаниях. Однако, всепоглощающее доверие к учебной литературе и полное исключение личностных человеческих качеств могут дать деструктивный результат консультирования.
- Консультант должен дифференцировать проблемы от дилемм и риторических вопросов.
- Процесс консультирования должен носить двусторонний характер взаимодействия.
Видео по теме
Источники:
- "Основы психологического консультирования", Р. Кочюнас, 1999.