Красное или черное: как Жюльен Сорель стал собой



Главный герой романа — молодой человек из небогатой семьи по имени Жюльен Сорель. Умный от природы, настойчивый и не лишенный таланта молодой человек задыхается в рамках своей мещанской семьи. Наступила время постнаполеоновской Франции — время реставрации и «вялости» во всех отраслях жизни тогдашнего общества. Жюльен мечтает о славе, о высоком положении в свете, но человеку из простой семьи дорога туда закрыта. Еще пятнадцать лет назад молодой человек мог в тридцать лет стать полковником, а в сорок — маршалом. Сегодня же для этого нужен дворянский титул, связи и деньги.

Единственный и самый короткий путь наверх — подъем по лестнице церковной иерархии, который и выбирает Жюльен. Здесь ему сопутствует успех: он блестящий ученик, может наизусть читать священное писание и для окружающих очевидно, что в будущем он легко может рассчитывать на красное одеяние епископа или даже кардинала. Однако такой путь не по душе горячему сердцу Сореля и он по-прежнему мечтает о другом поле приложения своих талантов. Поэтому он не задумываясь использует первую же лазейку, которая позволяет свернуть с этого пути.
В основу романа был положен реальный случай из судебной практики: дело кузнеца, стрелявшего в свою любовницу.


Мсье Д'Реналь — простоватый аристократ, в доме которого Жюльен преподает священное писание и латынь. Он таким образом вошел в желанный аристократический мир, но не является его частью. Он — чужак на этом балу, на что ему недвусмысленно и довольно часто указывает сам господин Д'Реналь. Сносить подобное отношение Жюльену не по силам, и он «бьет» заносчивого аристократа в самое слабое место — его молодую жену. То, что сначала задумывалось как месть, перерастает в искреннее взаимное чувство, и он добивается ее любви. Добром это, разумеется, закончиться не может, и молодой человек со скандалом покидает дом Реналей, уехав поступать в семинарию города Безансона.

Жюльен и Матильда



Снова он оказался там, откуда стремился сбежать. Красный офицерский мундир, а вовсе не черную сутану священника видит на себе Сорель. Совсем скоро он снова совершает побег, причем тем же путем. На этот раз объектом его внимания становится юная Матильда де Ла Моль, только на этот раз Жюльен совершенно точно знал, что ему нужно от обладательницы желанного титула. Молодая же девушка влюбилась в него без памяти.

Старый маркиз, отец Матильды, шокированный тем, что его дочь влюблена в простолюдина, честно пытается исправить ситуацию и избежать скандала. Огласка для него — позор, чувства дочери — священны, поэтому он решает сыграть беспроигрышную партию: раздобыть Жюльену Сорелю титул. Но перед этим — простая формальность: несколько справок о прошлом молодого человека.
Название «Красное и черное» так и осталось загадкой для литературоведов. Стендаль не оставил даже кратких заметок, раскрывающих эту загадку.


Жюльен торжествует — он в одном шаге от исполнения своей мечты. Но сбыться ей не суждено — прошлое настигает его в самый неподходящий момент. Краткий пересказ недавних событий в письме от госпожи Реналь ставит точку на планах Сореля. Она не только оскорблена намерением Жюльена жениться на другой, но и видит истинные цели молодого карьериста. Впрочем, она не могла предположить, как далеко он может зайти, видя крушение своих надежд, и к какой трагедии это приведет всех героев этой истории. Мечты Жюльена рухнули в одночасье. Их уничтожила единственная женщина, которую он любил. Точку в истории поставит пистолетный выстрел, после которого Сорель лишится головы, а госпожа Реналь чудом выживет. Однако на этом трагедия не закончится, и по воле Стендаля и она уйдет из жизни через три дня после смерти возлюбленного.