Мама, что я буду делать?
Причин, по которым ребенок попадает в детский дом, может быть великое множество. У некоторых родители погибли, у большинства – лишены родительских прав за пьянку или жестокое обращение, от некоторых попросту отказались. Задачей государства, с которой оно справляется с разной степенью успеха, является постоянная поддержка, социализация и воспитание этих детей.
Детские дома, как и детские сады, и школы, могут быть разными. Некоторые из них действительно напоминают тюрьму – это уже зависит от педагогического состава. По большей же части нянечки, воспитатели, педагоги детских домов и правда изо всех сил стараются подарить этим детям любовь и ласку, но если человеческое сердце вполне может вместить 30, 50, 100 детишек, то времени на каждого просто физически не хватит. И по этой причине воспитание детей превращается в конвейер.
Психологи говорят о том, что любой ребенок, брошенный родителями, каким бы маленьким они ни был, является жертвой тяжелой психологической травмы, которую уже невозможно залечить.
Получается так: до 4 лет малыш находится в Доме малютки, где у него уже появляются друзья, где он привыкает к нянечкам и воспитателям. Затем его передают в детский дом – и ему приходится заново знакомиться с ребятами, привыкать к местным порядкам и новому педсоставу. Часто после этого в 7 лет ребенок попадает в школу-интернат, где дополнительно может происходить деление на старшие и младшие классы. Конечно, любой ребенок проходит примерно такие же стадии социализации, но дело в том, что после детского сада, школы, училища он вечером приходит домой к маме. А этим детям некуда пойти – и каждый раз им в столь юном возрасте приходится начинать все заново. Но это лишь одна проблема.
Мама, как я буду жить?
Другая заключается в том, что детдомовцы живут в замкнутом пространстве. В этом плане детдома правда похожи на тюрьму – там действуют свои законы, существует своя особая жизнь, и потом, когда ребята вырастают и попадают в «большой мир», они попросту не знают, как должны себя вести. Кроме того, по закону работники детдомов не имеют права заставлять детей работать, в том числе, скажем, помогать на кухне. И тогда выпускник детского дома, получив свою законную квартиру от государства, не будет знать, как в ней убираться и как приготовить себе обед. Как заработать себе на жизнь – тоже будут знать немногие. Отсюда и огромный процент преступников.
10% выпускников детских домов получают высшее образование и находят достойное место в жизни.
Именно поэтому во всех учреждениях, где воспитываются дети без родителей, считается, что ребенку всегда лучше в семье – родной, приемной, патронатной, - чем в приюте. Детский дом – не тюрьма. Но и счастливым он тоже никого никогда не делает.