Проблемы женского фэнтези


Современное фэнтези (особенно это касается русскоязычного) перенасыщено книгами, написанными авторами женского пола. К сожалению, большинство обобщающих разницу между женским и мужским фэнтези характеристик довольно сложно отнести к положительным. Женскому фэнтези принято приписывать концентрацию на эмоциях героини, надоевший «дневниковый» формат от первого лица и поверхностное представление о мирообразующих деталях (экономике, политике, магии и так далее).
Есть еще и универсальное хорошее фэнтези. С яркими сюжетами, персонажами и историями. И гендерная принадлежность автора в этом случае совершенно неважна.



Одной из первых русскоязычных авторов, пишущих в жанре фэнтези, был белорусская писательница Ольга Громыко. Она написала серию книг о приключениях молодой ведьмы Вольхи Редной. Эти книги, по сути, были приятным, легким чтением. Написанные хорошим языком, переполненные интересными сюжетными ходами, они сформировали некий стандарт или клише, которого в настоящий момент придерживается подавляющее большинство авторов женского пола.


Однако, если книги о Вольхе Редной представляют собой хороший баланс интересного сюжета, ярких персонажей, концентрации на переживаемых эмоций, поскольку автор серии обладает вкусом и литературным чутьем, большинство вдохновленных этой историей книг значительно уступают оригиналу.


Женщины-герои против мужчин-героев


Типичный герой «мужского фэнтези» представляет собой концентрацию боевых добродетелей, ума и изворотливости, что уже вызывает определенные вопросы, а героиня «женского фэнтези» в добавление к этому букету качеств всегда чрезвычайно хороша собой, сводит с ума всех встреченных мужчин и ужасно одинока. Такие герои и героини чаще всего воплощают все то, чего не хватает авторам в собственных жизнях. При этом, герой-десантник или герой-воин мужского пола выглядит в фэнтезийном (обычно средневековом или схожем с ним) мире более органично, чем воинственные и прекрасные амазонки со слишком богатым внутренним миром. Очень сложно серьезно воспринимать произведения с такими героинями всерьез.
Очень часто женское фэнтези вырастает из фанатских продолжений любимых книг.



Но даже если героиня не представляет собой некий собирательный мужской идеал, в «женском фэнтези» возникают другие проблемы. Например, очень часто книги авторов-женщин представляют собой дневник эмоций (что запросто может нравится читательницам), в котором приключения, сюжетные повороты и коллизии просто не нужны. Разумеется, нельзя подобным образом характеризовать все написанное женщинами фэнтези, но это одна из наиболее проблемных и общих тенденций.


Проблема мужского фэнтези в частой и излишней концентрации исключительно на боевых сценах, чаще всего герой подобных книг занимается уничтожением колоссального количества врагов, при этом сюжетные перипетии остаются за кадром. Причем подобное мужское боевое фэнтези часто страдает теми же недостатками, что и женское - поверхностным миром, плоскими персонажами и так далее.