Предназначение мизансцены – через физические, внешние взаимодействия между актерами показать их внутренние переживания, сущность конфликта их взаимоотношений, эмоциональное содержание, логику сценического действия, облекая его в эстетическую форму. Задачи мизансцены – умело переключать внимание зрителя с одного действия на другое.
Мизансцена как художественный образ является языком режиссера, ярким средством воплощения режиссерского замысла, как в театре, так и в кинематографе и даже в фото. Она способна объединить выразительные художественные действия (музыкальные, изобразительные, световые, цветовые, шумовые и т.д.) в единое гармоничное целое. Поэтому режиссер находится в тесном сотрудничестве не только с актерами, но и с художниками и т.д.
Искусство мизансцены заключается в особенной способности постановщика думать пластическими образами. Жанр и стиль спектакля или фильма проявляется в характере мизансцены. Несколько последовательных мизансцен отображают режиссерский ход постановки или составляют режиссерский рисунок. Составные части каждой мизансцены – это последовательный переход из одного действия в другое.
Каждая мизансцена, как и на полотнах художественных произведений, имеет свою композицию, то есть она организована в обусловленном сценическом пространстве таким образом, чтобы показать зрителю все слагаемые духовной жизни героев, их темпо-ритм и физическое самочувствие. Именно поэтому в театральных вузах, где обучаются режиссерскому мастерству, большое внимание уделяется обучению студентов законам композиции в изобразительном искусстве, а так же психологии.
Мизансцены чаще всего носят центробежный характер, когда все участвующие в ней актеры имеют тенденцию отталкиваться друг от друга. А так же центростремительный. В этом случае все участники сценической постановки стремятся друг к другу. Парадоксальность, контрапункт, ограничительная графика, пластическая контрастность, действительность, непосредственность и жизненная основа – вот основные качества мизансцен.
Виды мизансцен различаются по своему построению. Когда действующие лица стараются перенестись за пределы сцены, как бы проецируясь целиком на другое место, мизансцена является проекционной. По характеру передвижения на сцене различают динамические и статистические.
Самыми распространенными определениями у мизансцен бывают геометрические. По отношению к сцене – диагональные, фронтальные, кольцевые, круговые и т.п. А к середине сцены - эксцентрические и концентрические. Касательно объема сцены – кубические, цилиндрические, пирамидальные и т. п.
Так же по характеру мизансцены возможны иронические, строгие, гиперболические реалистические и метаморфические. В театральной терминологии принято подразделять мизансцены так же на главные, не главные, проходные, узловые, служебные, переходные, опорные, неизбежные и финальные.
В каждой мизансцене есть наиболее яркое главное действие, которое является ее композиционным центром. Все остальные операции должны быть подчинены этому зрелищу. Для этого у актеров есть определенные приемы. Композиционный центр мизансцены обычно точно освещается, чтобы сфокусировать внимание зрителя.
Чтобы правильно расположить актеров на сцене, режиссер обычно ориентируется на видение зрелища из зала зрителем, сидящим в середине 11-13 ряда. Выразительная мизансцена может родиться непроизвольно в процессе репетиции спектакля путем непосредственного взаимодействия и интуиции самих актеров.
Одним из принципиальных отличий мизансцены в кинематографии от театральной является то, что зритель в театре поставлен перед необходимостью отделять из общего частное и воспринимать представление аналитически. А в кино, наоборот, в основном зритель видит части зрелища и восстанавливает по ним общее в своем сознании.
Порядок мизансцен в фотографии, кино, театре и живописи равнозначны. В фотографии, так же существуют мизансцены, которые включают ракурсы участников и их выигрышное взаиморасположение. Каждая мизансцена подводит зрителя до сути режиссерской идеи.
Мизансцена как художественный образ является языком режиссера, ярким средством воплощения режиссерского замысла, как в театре, так и в кинематографе и даже в фото. Она способна объединить выразительные художественные действия (музыкальные, изобразительные, световые, цветовые, шумовые и т.д.) в единое гармоничное целое. Поэтому режиссер находится в тесном сотрудничестве не только с актерами, но и с художниками и т.д.
Искусство мизансцены заключается в особенной способности постановщика думать пластическими образами. Жанр и стиль спектакля или фильма проявляется в характере мизансцены. Несколько последовательных мизансцен отображают режиссерский ход постановки или составляют режиссерский рисунок. Составные части каждой мизансцены – это последовательный переход из одного действия в другое.
Каждая мизансцена, как и на полотнах художественных произведений, имеет свою композицию, то есть она организована в обусловленном сценическом пространстве таким образом, чтобы показать зрителю все слагаемые духовной жизни героев, их темпо-ритм и физическое самочувствие. Именно поэтому в театральных вузах, где обучаются режиссерскому мастерству, большое внимание уделяется обучению студентов законам композиции в изобразительном искусстве, а так же психологии.
Мизансцены чаще всего носят центробежный характер, когда все участвующие в ней актеры имеют тенденцию отталкиваться друг от друга. А так же центростремительный. В этом случае все участники сценической постановки стремятся друг к другу. Парадоксальность, контрапункт, ограничительная графика, пластическая контрастность, действительность, непосредственность и жизненная основа – вот основные качества мизансцен.
Виды мизансцен различаются по своему построению. Когда действующие лица стараются перенестись за пределы сцены, как бы проецируясь целиком на другое место, мизансцена является проекционной. По характеру передвижения на сцене различают динамические и статистические.
Самыми распространенными определениями у мизансцен бывают геометрические. По отношению к сцене – диагональные, фронтальные, кольцевые, круговые и т.п. А к середине сцены - эксцентрические и концентрические. Касательно объема сцены – кубические, цилиндрические, пирамидальные и т. п.
Так же по характеру мизансцены возможны иронические, строгие, гиперболические реалистические и метаморфические. В театральной терминологии принято подразделять мизансцены так же на главные, не главные, проходные, узловые, служебные, переходные, опорные, неизбежные и финальные.
В каждой мизансцене есть наиболее яркое главное действие, которое является ее композиционным центром. Все остальные операции должны быть подчинены этому зрелищу. Для этого у актеров есть определенные приемы. Композиционный центр мизансцены обычно точно освещается, чтобы сфокусировать внимание зрителя.
Чтобы правильно расположить актеров на сцене, режиссер обычно ориентируется на видение зрелища из зала зрителем, сидящим в середине 11-13 ряда. Выразительная мизансцена может родиться непроизвольно в процессе репетиции спектакля путем непосредственного взаимодействия и интуиции самих актеров.
Одним из принципиальных отличий мизансцены в кинематографии от театральной является то, что зритель в театре поставлен перед необходимостью отделять из общего частное и воспринимать представление аналитически. А в кино, наоборот, в основном зритель видит части зрелища и восстанавливает по ним общее в своем сознании.
Порядок мизансцен в фотографии, кино, театре и живописи равнозначны. В фотографии, так же существуют мизансцены, которые включают ракурсы участников и их выигрышное взаиморасположение. Каждая мизансцена подводит зрителя до сути режиссерской идеи.