Произведения античного искусства были признаны образцами совершенства и именно им подражали авторы классицизма. Существующие жанры были приведены в строгое соответствие его принципам. Во внимание принимались только вечные, возвышенные сюжеты, которые были призваны установить связь нового времени и искусства Древней Греции и Рима.
Литературные жанры теоретиками классицизма были поделены на две группы: высокие и низкие. К первым относились оды, героические песни и трагедии. Под трагедией понималось наличие конфликта, чаще всего между частным интересом и долгом перед государством, в котором всегда побеждал последний. Таким образом, достигался эффект монументальности, служения высшим целям и исключительной значимости происходящего. Героями произведений часто становились короли и видные политические деятели, а также выдающиеся исторические личности. К низким жанрам относились комедии, басни и сатирические произведения. Они писались разговорным языком, а их героями были представители низших сословий.
Важнейшей характеристикой литературных произведений классицизма является принцип триединства. Под этим подразумевается единство времени, места и действия в произведении. Это означало, что развитие сюжета должно было происходить в течение короткого времени, в одной комнате или доме. Отхождение от этих принципов, введение дополнительных сюжетов или растягивание действий во времени не допускалось.
Эти сферы искусства были подчинены тем же канонам, что и литература. К высоким относились полотна и скульптуры, изображающие исторические, мифологические или религиозные сюжеты. Более «земные» жанры, такие как портрет, натюрморт или пейзаж, считались низкими, если не имели связи с указанными темами.
Главной задачей художников классицизма было создание картины идеального мира без возможных двойственных трактовок. И порок, и добродетель были абсолютными, во всем декларировался рациональный подход и стремление к совершенству мира.
Тем же базовым принципам следовали и композиторы с архитекторами. В музыке первостепенное внимание уделялось торжественным произведениям, воспевающим достоинства человека и величие государства или реминисценциям на античные темы.
В архитектуре связь классицизма с античностью прослеживается ярче всего. Архитекторы не только использовали характерные детали древнеримской архитектуры, но и создавали полные копии лучших образцов античных зданий. Именно в этот период произошел возврат к колоннам, простоте и рациональности форм в сочетании с впечатляющей масштабностью построек.
Жанры классицизма в литературе
Литературные жанры теоретиками классицизма были поделены на две группы: высокие и низкие. К первым относились оды, героические песни и трагедии. Под трагедией понималось наличие конфликта, чаще всего между частным интересом и долгом перед государством, в котором всегда побеждал последний. Таким образом, достигался эффект монументальности, служения высшим целям и исключительной значимости происходящего. Героями произведений часто становились короли и видные политические деятели, а также выдающиеся исторические личности. К низким жанрам относились комедии, басни и сатирические произведения. Они писались разговорным языком, а их героями были представители низших сословий.
Основными отечественными распространителями идей классицизма в литературе были Сумароков и Тредиаковский.
Важнейшей характеристикой литературных произведений классицизма является принцип триединства. Под этим подразумевается единство времени, места и действия в произведении. Это означало, что развитие сюжета должно было происходить в течение короткого времени, в одной комнате или доме. Отхождение от этих принципов, введение дополнительных сюжетов или растягивание действий во времени не допускалось.
Жанры классицизма в живописи и скульптуре
Эти сферы искусства были подчинены тем же канонам, что и литература. К высоким относились полотна и скульптуры, изображающие исторические, мифологические или религиозные сюжеты. Более «земные» жанры, такие как портрет, натюрморт или пейзаж, считались низкими, если не имели связи с указанными темами.
Главной задачей художников классицизма было создание картины идеального мира без возможных двойственных трактовок. И порок, и добродетель были абсолютными, во всем декларировался рациональный подход и стремление к совершенству мира.
Классицизм в других сферах искусства
Тем же базовым принципам следовали и композиторы с архитекторами. В музыке первостепенное внимание уделялось торжественным произведениям, воспевающим достоинства человека и величие государства или реминисценциям на античные темы.
Крупнейшими представителями классицизма в музыке считают Бетховена, Моцарта и Гайдна.
В архитектуре связь классицизма с античностью прослеживается ярче всего. Архитекторы не только использовали характерные детали древнеримской архитектуры, но и создавали полные копии лучших образцов античных зданий. Именно в этот период произошел возврат к колоннам, простоте и рациональности форм в сочетании с впечатляющей масштабностью построек.
Видео по теме
Источники:
- «Классицизм в литературе», энциклопедическая статья