Одной из самых загадочных и мистических персон в римской истории является Понтий Пилат - префект Иудеи, как называли в старину должность главы города. Но в некоторых источниках его именуют прокуратором, то есть по нынешним меркам он был судьей.
Тиран и меценат
С именем и личностью «великого прокуратора Иудеи» Понтия Пилата связано множество легенд. Часть из них рассказывает о его жизни, о его жестоком характере, о неоднозначности действий, часть же говорит о том, что прокуратор был человеком весьма образованным и прозорливым. К примеру, именно Пилат повелел построить в Иерусалиме водопровод, в то время как жители города столетиями носили воду в глиняных горшках из ручьев, которые располагались под городскими стенами.
Пилат был меценатом, давая немалые средства на библиотеки, поддерживая ряд художников и скульпторов.
Однако многочисленные источники утверждают, что наряду с вполне благородными поступками Пилат совершал бесчинства, «невиданные ранее ни империей ни светом». Под бесчинствами летописцы подразумевали, конечно же, непримиримость Понтия Пилата со сторонниками новой веры, многочисленные приказы об учинении кровавых расправ, отданные прокуратором.
Пилат и Христос
Легенды гласят, что Понтий Пилат жил во время Христа, который, находясь в возрасте 30 лет, пришел в Иудею и говорил жителям ее о вере в бога единого и великого, в творца, который может жизнь даровать, а может отнять. Пилат тоже жизни даровал и отнимал, а потому истории и нищем, который рассказывает что-то на площадях, он слушал особенно внимательно на протяжении полутора лет, до тех пор, пока доносчики не стали сообщать о том, что нищий этот проповедует не только новую веру, но и новое царство. Христос предлагал народу царство божье, Пилат же переживал за царство земное. Повелев привести на допрос одного из учеников Христа, Пилат лично допрашивал его, это именно он изъял у Петра записи речей Иисуса Христа, которые частично – опять же благодаря Пилату – дошли до наших дней и ревностно хранятся церковнослужителями.
Распоряжение о казни Христа тоже отдал Пилат, помиловав при этом двух воров, осужденных вместе с Иисусом. Считается, что распятие, которое, к слову, отнюдь не было новинкой для Иудеи – так казнили всех воров, стало началом конца великого прокуратора.
По одной из версий он сошел с ума от страха быть убитым собственными приближенными или же от осознания собственных бесчинств. По другой версии император отстранил его от должности, т.к. народ изнывал от жестокости решений прокуратора. По третьей, Пилат проникся речами Христа и закончил жизнь в уединении, оставив должность и нажитые богатства.