Архаика
Эпоха античности делится на несколько более мелких этапов, поэтому в скульптуре разных периодов наблюдаются принципиальные различия. Скульптуры периода архаики изображались преимущественно молодыми, полными сил и обнаженными. Одна из немногих сохранившихся статуй относится к VII веку до н.э. – Клеобис и Битон. Положение тел лишено динамики и напоминает египетские скульптуры древних богов и фараонов: одна нога чуть выдвинута вперед, взгляд прямой, торс лишен рельефности. Впрочем, даже в этот период в облике статуй ощущались приоритеты в канонах моды и красоты мужского тела.
Еще одна статуя периода архаики выставлена в музее Мюнхена – Аполлон Тинейский. В ней видны те же грубые мужественные черты, что и у предыдущих статуй. Особенностью искусства того времени стала «архаическая улыбка», которая выглядела достаточно неестественно, но была одним из первых этапов эволюции древнегреческой скульптуры. Глядя на эти статуи можно с уверенностью сказать, что в моде были длинные волосы, ценился низкий лоб и спортивное телосложение. Никаких украшений, головных уборов и других элементов одежды на статуях не наблюдается, из чего можно сделать вывод, что скульпторы хотели подчеркнуть красоту мужского обнаженного тела и не придавали значения мелким деталям.
Ранний классический период
В период раннего классического периода античности (V-VI век до н.э.) наблюдается детализация лиц, рельефность и динамика тела, также на многих статуях появляется одежда. Статуи национальных греческих героев Гармодия и Аристогитона демонстрируют стремление создателя показать энергичность скульптур: подняты руки, готовые заколоть тирана, воинствующий взгляд, видны напряженные мускулы, хорошо прорисованные вены.
Обе скульптуры запечатлены с короткими стрижками, суровыми лицами без тени улыбки, а одна из статуй наделена бородой. Эта деталь говорит о том, что в скульптуре стали появляться изображения более зрелых мужчин.
Мужские скульптуры ранней классики нередко составляли композиции фронтонов храмов и дворцов. Хорошо сохранился восточный и западный фронтон храма Зевса в Олимпии. Прекрасные статуи неподвижно застыли в движении, античному автору удалось передать всю полноту, силу и энергию действия. Еще более динамично выглядит статуя «Дискобола», если раньше скульптуры изображались в полный рост, то здесь можно наблюдать принципиальный отказ от шаблона. Кажется, что метатель дисков застыл в камне, согнувшись перед броском. Лицо мужественное, уверенное и сосредоточенное. Мускулы в действии, вены вздулись: через секунду диск будет запущен.
Высокая и поздняя классика
Апогеем скульптур античной эпохи стал период высокой и поздней классики. Пропорциональность, внешняя или внутренняя динамика, пластика статуй доведена до совершенства. В дошедших до современности копиях древних работ особое внимание уделено красоте мужского тела. Абстрактные молодые мужчины, древнегреческие герои, боги и мифические человекоподобные существа мужского пола соответствовали канонам античной красоты: атлетическое телосложение без излишеств, совершенство мускулатуры, внешнее спокойствие и возвышенность образа.
Гениталии статуй стали меньше в сравнении с работами предыдущих периодов. Необходимо было лишь схематически обозначить половую принадлежность скульптуры, не уделяя этой части тела особого внимания.
К самым знаменитым скульптурам высокой классики относятся метопы Парфенона, работы Поликлета «Дорифор» и «Диадумен». Поздний классический период хорошо представлен в различных музеях мира: «Аполлон Кифаред», «Апоксиомен», «Аполлон Сауроктон», «Арес Людовизи», «Гермес с Дионисом», Эрот, Геракл, сатир и многие другие.