Непонятный взрослым подростковый язык




В описании изучаемого предмета филологи используют оба термина – «жаргон» и «сленг», эта двойственность описывает разные стороны процесса создания подростками и молодежью собственного языка. Понятие «жаргон» чаще отражает ту часть лексикона подростков, которая заведомо не должна быть понимаемой старшими, это своего рода способ зашифрованной передачи информации, а также манифест отчужденности от мира взрослых. Любой жаргон создается для ограниченной группы и нацелен на то, чтобы остальные, непосвященные, его не понимали. Это вполне согласуется с психологическими особенностями подросткового возраста. После периода детства, когда главными авторитетами для ребенка были родители, наступает время выхода за пределы мира родного дома, вступления в молодежные группы и сообщества. В школе, на улице, в секциях и клубах по интересам подросток реализует себя, стремясь оказаться «своим среди своих». Но так ли уж страшен подростковый жаргон или сленг?


Сленг используют писатели для изображения психологии юных. От «Очерков бурсы» Н. Помяловского, «Заводного апельсина» Э. Бёрджеса до «Географ глобус пропил» А. Иванова речь героев подчеркивает их неустроенность и уязвимость.



Нередко создание новых обозначений уже знакомым предметам и явлениям возникает в знак протеста против власти старших. Подростковый жаргон неоднороден и сильно отличается у разных групп, например, у представителей различных субкультур, поклонников разных видов спорта, музыкальных стилей.

Этот бунт, по большей части, явление временное. Его острота сглаживается хорошим взаимопониманием с родителями и другими представителями старшего поколения, умением общаться – развитыми речевыми навыками, приобретенными в более раннем возрасте. Игры в жаргон также меньше свойственны начитанным детям. И, самое главное, увлечение жаргоном гораздо слабее выражено у уверенных в себе подростков с высокой самооценкой, которым не приходится только с помощью употребления специальных словечек завоевывать уважение сверстников.


Худшим в употреблении подростками жаргона является то, что они могут разучиться выражать свои мысли на литературном языке. Тревожно, когда при необходимости говорить правильно, подросток не находит для этого слов.



Подросткам весело придумывать новые слова




Понятие «сленг» характеризует иную сторону подросткового языкотворчества. Оно связано с тем, что молодежь часто идет впереди других поколений в освоении явлений, связанных с новыми технологическими и общественными реалиями. Для многих из них в языковой традиции еще не сложилось простых и удобных обозначений. Иностранные наименования или технические термины чужеродны или тяжеловесны. И подростки, для которых очень важна игра как способ изучения и освоения мира, начинают придумывать собственные слова. Подростковое языкотворчество создает новую сферу понятий, которую часто вслед за ними подхватывают и старшие поколения. Очень много молодежных словечек обогатило, например, сферу компьютерных игр, общения в социальных сетях, новые музыкальные направления и мир моды.

Не всегда эти языковые эксперименты успешны, но иногда новшество бывает столь удачным, что постепенно завоевывает популярность и становится общеупотребительным. Немаловажным фактором здесь часто оказывается реклама, ориентированная на молодежь как на потребителей, но не чуждая и старших. Например, теперь уже никому не надо объяснять словечко «круто» или призыв «не тормози!»
Психологи и социологи считают, что молодежный сленг почти полностью сменяется за каждые пять лет. За это время удачные языковые эксперименты приживаются, а неудачные – забываются и сменяются новыми.


Родителям подростков на заметку




Тем не менее, старших обоснованно тревожит употребление их детьми слов из лексикона криминальных или наркоманских жаргонов. Конечно, большинство этих выражений при переходе в подростковый сленг несколько меняют свое значение, но по-прежнему воспринимаются взрослыми как нечто неприемлемое и пугающее. Педагоги рекомендуют спокойно и доходчиво информировать подростка, откуда пришло то или иное слово, которым он пользуется, что оно изначально значило. Иногда этого достаточно, чтобы оно ему «разонравилось».

Борьба за чистоту языка, стремление научить подростков правильно и красиво говорить могут быть успешны, если старшее поколение обращает внимание на психологические причины отчужденности подростков. Если с подростками находят время общаться, не встречают в штыки любую их преходящую новую моду, строят доверительные отношения с ними, то скоро игра в сленг становится для них ненужной.