Тяжело в учении – легко в бою
Система спартанского воспитания существовала с 8 по 4 век до нашей эры, когда на Пелопоннесском полуострове войны были обычным делом. В Спарте была одна из лучших армий. Воспитывать будущих воинов начинали с раннего детства. Существовала жесткая система отбора – младенцев, не обладавших отменным здоровьем, просто-напросто уничтожали. Нужны были физически крепкие мальчики и девочки.
До семи лет все дети воспитывались дома, затем мальчиков забирали в специализированные школы. Надо сказать, что и дома юных спартанцев приучали стойко переносить холод и жару, соблюдать жесткий режим.
Спартанцы с раннего детства привыкали к аскетизму, роскошь в этом государстве не ценилась.
Жизнь в интернате
Спартанские мальчики воспитывались в интернате до двадцатилетнего возраста. Главным направлением было физическое развитие и военная подготовка. Новички играли в военизированные игры, юноши постарше занимались специализированными упражнениями – учились владеть оружием, осваивали приемы борьбы и т.д.
Обязательным для всех было закаливание и различные гимнастические упражнения. Впрочем, молодой спартанец должен был выйти из школы всесторонне образованным человеком. Его учили чтению, письму, основам математики, игре на музыкальных инструментах, пению. Особое внимание уделялось развитию речи. Спартанец должен был уметь ярко, коротко и понятно выразить свою мысль. Такая речь и по сей день называется лаконичной – от названия области «Лаконика» или «Лакония», где находился город-государство Спарта.
Спартанские девушки воспитывались дома, но они тоже должны были быть физически крепкими и всесторонне образованными.
Нужны ли спартанские условия?
Условия в спартанских школах были суровыми. Дети должны были уметь обходиться минимумом удобств. Они спали на жестких постелях, питались грубой пищей. В дальнейшем под спартанскими условиями жители разных стран стали понимать именно суровые условия, без всяких излишеств, а спартанским воспитанием – приучение ребенка к таким условиям.
По-спартански воспитывали своих сыновей даже аристократы, если хотели вырастить из них воинов. Не избежали этой участи и некоторые наследники престола – например, Екатерина Вторая воспитывала своего внука, будущего императора Александра Первого, именно так. Среди соучеников Александра Сергеевича Пушкина тоже были поклонники спартанского образа жизни – мальчики, готовившие себя к военной службе. Им условия в Царскосельском лицее, несмотря на отсутствие излишеств, казались слишком роскошными. Систему воспитания, сложившуюся в скаутских и пионерских организациях, тоже можно назвать спартанской.