В чем суть гностицизма


В отличие от официального христианства, где спасение связывалось с принадлежностью к правильной церкви, гностики верили, что спасение наступает в результате приобщения ко гнозису - тайному знанию, доступному лишь посвященным. В своей основе гностики использовали обычные священные тексты, придавая им свой глубокий духовный смысл. Основная идея гностицизма состоит в том, что мир не есть творение доброго бога, но злого демиурга, который с помощью своих слуг - архонтов держит души в материальном рабстве. С помощью молитв и аскетической практики, а также изучения святых книг и обучения у наставника, гностик приобретает священное знание – гнозис и освобождается от рабства материи.
Путь освобождения разные секты гностиков понимали по-своему. Некоторые были строгими аскетами, вели замкнутый и целомудренный образ жизни, другие напротив предавались винопитию и ритуальному сексу.
С самого возникновения гностиков преследовали императорские, а потом и церковные власти, так как учение о порабощении материей и предлагаемый ими путь освобождения подразумевали борьбу против властей как выразителей воли архонтов. Об учении гностиков известно в основном из полемических работ святых отцов, боровшихся с этим явлением.

Течения и пророки гностицизма


Гностики считали своим родоначальником Симона волхва, который упоминается в Деяниях апостолов, где характеризуется как негативный персонаж и колдун - соперник апостола Петра. Самыми известными учителями раннего гностицизма принято считать Валентина и Василида. Они разработали учение о природе, демиурге и архонтах. Христа гностики считали сыном истинного бога, пришедшего, чтобы указать людям путь ко спасению от материального рабства. Во времена господства церкви гностики имели уже свою религию - манихейство, которая распространилась по востоку и западу в виде всевозможных сект.
Из священных книг самих гностиков практически ничего не осталось, так как церковные власти уничтожали и сжигали их, однако некоторые тексты сохранились в виде апокрифов - неканонических священных книг.
Все они отображали идею материального рабства духа и отрицали церковные власти, как слуг и выразителей воли архонтов. Правительства жестоко боролись с гностиками и уничтожали их как манихев, павликиан, богомилов и катаров. Гностиков сжигали и предавали лютым казням. Но учение в измененном виде легло в основу идеологии розенкрейцеров, послужив развитию масонства.