Инструкция
1
Впервые запятые появились в русском языке в XIV-XV веках. Поначалу роль запятой мало отличалась от точки. Сегодня она используется для обособления и разделения частей предложения. Полный перечень случаев ее использования весьма широк. Но можно выделить основные.
2
Запятую ставят между частями сложного предложения. Здесь есть много вариантов: эти части могут входить в сложносочиненное или сложноподчиненное предложение, быть союзными или бессоюзными. Но запятая помогает увидеть границу частей. Например: «Маша — девочка, а Петя — мальчик», «Дети гуляли в лесу, пока не стемнело», «Папа пришел домой рано, и дети обрадовались этому».
3
Запятая также разделяет однородные члены предложения, если между ними нет союзов. Но если союзы есть, и они повторяются, запятая тоже нужна. «На лугу росли синие, красные, желтые и розовые цветы», «На лугу росли и синие, и красные, и желтые, и розовые цветы».
4
Чаще всего школьники впервые знакомятся с запятой, которая выделяет обращение к кому-либо. Например: «Шарик, дай лапу», «Мама, помоги мне». Но запятая способна обозначить на письме и обособленные члены предложения, и междометия, и вставные конструкции или слова. Например: «Ученику, сидящему на первой парте, удобно переписывать задания с доски», «Ах, как пахнут розы!», «К сожалению, мы не сможем прийти на праздник», «На встречу Николай, удивительное дело, не опоздал».
5
Многие считают обязательным ставить запятую перед словом «как», однако это верно только в случае сравнительного оборота: «Кошки любопытны, как маленькие дети». А если «как» означает «в качестве», запятая не нужна: «Она участвовала в митинге как представитель профсоюза».
6
Чтобы досконально изучить все случаи употребления запятой, не хватит даже школьного курса русского языка. Из многих правил есть исключения, к тому же часть писателей использует так называемую авторскую пунктуацию, когда расстановка запятых может в какой-то степени не подчиняться общепринятым правилам.