Буддизм – путь к просветлению
Приверженцы буддизма убеждены, что каждый человек, достигший наивысшей святости, способен стать Буддой – просветленным. Предание гласит, что после многих последовательных перерождений Будда, следуя воле богов, решил спуститься на землю и указать людям истинный путь к спасению. Для последнего своего рождения Будда избрал царский род Гаутама, живший когда-то в северной части Индии.
Будда, воплотившийся в человека, познал подлинную причину человеческого страдания и отыскал путь избавления от него, хотя Мара, демон зла, всеми силами пытался этому помешать. Будде удалось победить Мару, после чего он произнес свою знаменитую проповедь, где были изложены основы новой религии. Те, кто слушал проповеди Будды, присоединялись к странствующей группе монахов и учеников просветленного.
Сорок лет в окружении учеников ходил Будда по деревням и городам, проповедуя свое учение и творя чудеса. Смерть он встретил в очень преклонном возрасте.
Суть буддийского вероучения
Центральное положение буддизма – мысль о том, что бытие и страдание равнозначны и тождественны. Это вероучение не стало отвергать идею о переселении душ, принятую в брахманизме, а лишь внесло в нее некоторые изменения. Буддисты считают, что каждое перевоплощение и вообще любые виды бытия – неизбежное и неотвратимое зло и несчастье.
Наивысшей целью каждого буддиста считается прекращение перерождений и достижение полного небытия, называемого нирваной.
Не каждому, считают буддисты, удается достичь состояния нирваны в его нынешнем перерождении. Путь духовного спасения может быть очень долгим. И каждый раз, воплощаясь в новом существе, человек восходит к высшей мудрости, постепенно выходя из порочного круговорота бытия и замыкая цепь перерождений.
Самое главное в буддизме – познание сущности и первопричины бытия, то есть страдания. Буддизм претендует на то, что знает единственный путь к спасению, достижению небытия и полному прекращению человеческих страданий.
Считается, что Будда возвестил четыре благородные истины. Главная из них гласит, что любое существование есть страдание. Вторая утверждает, будто причины страданий изначально заложены в самой природе человека. Третье положение заключается в том, что страдание невозможно прекратить. Последняя благородная истина состоит в указании подлинного пути к спасению, состоящего в созерцании и в медитации – своеобразном погружении в себя.
Знак тождества, который буддизм ставит между страданием и бытием, сводит всю картину мира к довольно беспросветному существованию, где каждое существо обречено на непрерывные мучения и уничтожение. При этом любая радость лишь усиливает привязанность к бренному бытию и скрывает в себе опасность вновь выйти на путь бесконечных перерождений.