Буддизм – путь к просветлению
Приверженцы буддизма убеждены, что каждый человек, достигший наивысшей святости, способен стать Буддой – просветленным. Предание гласит, что после многих последовательных перерождений Будда, следуя воле богов, решил спуститься на землю и указать людям истинный путь к спасению. Для последнего своего рождения Будда избрал царский род Гаутама, живший когда-то в северной части Индии.
Сорок лет в окружении учеников ходил Будда по деревням и городам, проповедуя свое учение и творя чудеса. Смерть он встретил в очень преклонном возрасте.
Суть буддийского вероучения
Центральное положение буддизма – мысль о том, что бытие и страдание равнозначны и тождественны. Это вероучение не стало отвергать идею о переселении душ, принятую в брахманизме, а лишь внесло в нее некоторые изменения. Буддисты считают, что каждое перевоплощение и вообще любые виды бытия – неизбежное и неотвратимое зло и несчастье.
Наивысшей целью каждого буддиста считается прекращение перерождений и достижение полного небытия, называемого нирваной.
Не каждому, считают буддисты, удается достичь состояния нирваны в его нынешнем перерождении. Путь духовного спасения может быть очень долгим. И каждый раз, воплощаясь в новом существе, человек восходит к высшей мудрости, постепенно выходя из порочного круговорота бытия и замыкая цепь перерождений.
Самое главное в буддизме – познание сущности и первопричины бытия, то есть страдания. Буддизм претендует на то, что знает единственный путь к спасению, достижению небытия и полному прекращению человеческих страданий.
Считается, что Будда возвестил четыре благородные истины. Главная из них гласит, что любое существование есть страдание. Вторая утверждает, будто причины страданий изначально заложены в самой природе человека. Третье положение заключается в том, что страдание невозможно прекратить. Последняя благородная истина состоит в указании подлинного пути к спасению, состоящего в созерцании и в медитации – своеобразном погружении в себя.
Знак тождества, который буддизм ставит между страданием и бытием, сводит всю картину мира к довольно беспросветному существованию, где каждое существо обречено на непрерывные мучения и уничтожение. При этом любая радость лишь усиливает привязанность к бренному бытию и скрывает в себе опасность вновь выйти на путь бесконечных перерождений.