Достоинства рыночной системы ведения хозяйства
К безусловным преимуществам рыночной экономики можно отнести тот факт, что она вызывает у производителя стремление учитывать интересы потребителя и задумываться о его выгоде. Только полное и разностороннее удовлетворение потребностей покупателя может обеспечить предприятию максимальную прибыль. Если предприниматель не учитывает этот важный момент, его товары или услуги не будут пользоваться спросом, а данную рыночную нишу займут более расторопные конкуренты.
Свободный рынок предполагает в той или иной мере наличие конкуренции. Соревнование между производителями – еще один плюс рынка. Оно дает возможность обеспечить самый высокий уровень качества товара, ведь в противном случае его попросту не будут приобретать.
Механизм конкуренции защищает рыночное пространство от недобросовестных производителей и морально устаревших технологий.
Рыночные механизмы предоставляют участникам экономических отношений относительную свободу выбора. Стороны хозяйственной деятельности ни от кого не зависят в принятии решений, при выборе партнеров и контрагентов, в заключении хозяйственных договоров. Подобная «экономическая демократия», присущая рынку, также является его сильной стороной.
Недостатки рыночных механизмов
Каковы недостатки рыночной экономики и ее слабые стороны? Даже самый совершенный и отлаженный рыночный механизм не в состоянии полностью защитить участников хозяйственной деятельности от злоупотреблений и агрессивной маркетинговой политики, в которой все средства бывают хороши. Особую опасность представляют компании, которые начинают занимать положение монополий, выбрасывая с рынка более слабых конкурентов в своей области деятельности.
Эффективно противостоять монополистическим тенденциям можно лишь с помощью государственного регулирования.
Еще один минус рыночных методов состоит в том, что в своем стремлении любыми путями завоевать внимание потребителя производители нередко прямо или косвенно навязывают покупателям товары и услуги, обладающие сомнительной ценностью. Такая рыночная политика носит название «формирования потребностей» или «воспитания» потребителя. В итоге покупатель тратит деньги на товары, которые объективно ему не слишком-то и необходимы.
Чаще всего рыночная экономика сама не в состоянии справиться с проблемой производства товаров и благ, значимых в социальном отношении, но невыгодных с точки зрения получения прибыли. Как правило, выпуск такой убыточной продукции вынуждено брать на себя государство.
Очень существенный недостаток рыночной экономики состоит также в том, что она не в силах обеспечить социальные гарантии участникам производственного процесса и дать способному к труду населению полную занятость. Волнообразное изменение рынка, сопровождающееся периодическими кризисами и закрытием производств, таит в себе потенциальную опасность безработицы.
Видео по теме