Построение рисунка
Расположите лист бумаги горизонтально. Для первоначального наброска используйте простой карандаш (твердость 2Т). Старайтесь делать тонкие линии без нажима, чтобы черновое изображение можно было убрать ластиком.
Разделите лист на три равные части вертикальными линиями. Центральная треть будет равна ширине лица. Чтобы определить его высоту, разделите выделенную треть пространства на шесть равных частей горизонтальными линиями. Отсчитайте 4,5 части сверху и на этом уровне дугой обозначьте линию подбородка Джокера. Сначала очертите лицо овалом, затем выделите левую скулу и наметьте мочку уха. Легкими волнистыми линиями нарисуйте волосы. Чтобы найти линию роста волос, разделите высоту лица на три части. На границе первой верхней части начинайте полукругом очерчивать линию роста волоc, опуская ее по мере приближения к левой части лица и поднимая – к правой, у пробора. Объем волос с левой стороны головы по ширине равен половине лица Джокера. Волосы у правого виска наметьте волнистыми линиями, выделяя тонкие пряди.
Нарисуйте плечи персонажа, каждое из них соответствует ширине лица. Не штрихуя зоны тени, проведите линии лацканов пиджака и его плечевых швов.
Нарисуйте руку Джокера. Соотносите ее пропорции с уже готовыми деталями рисунка. Ширина руки – 2/3 от ширины плеча, высота от мизинца до указательного пальца примерно такая же. Вертикальными штрихами отметьте суставы пальцев. Горизонтальными линиями обозначьте длину пальцев. Обратите внимание на то, что горизонтальные оси пальцев расположены не параллельно. Нарисуйте игральную карту в руке у Джокера.
Приступайте к прорисовке лица шута. Здесь также очень важно соблюдение пропорций. Для их вычисления используйте все тот же метод сравнения. Проведите вертикальную линию от угла левой скулы. Разделите пространство от этой линии до правой границы лица пополам. На месте разделительной оси (чуть выше ее середины) будет находиться переносица.
Отклоните верхнюю часть вертикальной оси лица вправо. Чтобы убедиться, что наклон верный, приложите карандаш к фотографии на этом же уровне, а затем положите его на рисунок, не меняя наклона.
Горизонтальной осью обозначьте линию, на которой будете рисовать глаза. Опустите ее правый конец вниз, сверяя угол наклона с фотографией персонажа. Двумя равными по длине овалами обозначьте глаза, затем уточните их форму, увеличивая «выпуклость» нижних век и делая более прямой линии верхних век. Старайтесь как можно точнее передать реальную форму человеческого глаза на этом этапе. Иначе потом, даже с качественной штриховкой, лицо персонажа будет иметь «детское», слишком простое выражение.
Измерьте расстояние от правого виска Джокера до переносицы. Нарисуйте нос, длина которого равна этому расстоянию. Наклон его оси должен соответствовать наклону центральной оси лица. Расстояние от кончика носа до подбородка разделите пополам линией губ, продолжив их вправо почти до угла скулы.
Не забывайте, что вы видите персонажа в зеркальном отображении. А это значит, что правый висок Джокера находится для вас в левой части рисунка.
Штриховка
Тонкими штрихами обозначьте мимические морщины на лице и наложите персонажу макияж с учетом морщин. Заштрихуйте изображение. Определяйте интенсивность штриховки, отталкиваясь от самого светлого пятна на рисунке – покрытого гримом лица. Более темными будут волосы, затем более интенсивная штриховка на пиджаке, губах, глазах, перчатке – по нарастающей. Чем темнее тень, тем более мягкий карандаш можно использовать. Для штриховки рельефа лица, морщин и теней используйте карандаш твердостью 4Т. Не забывайте поэтапно разбирать «по частям» каждый участок, который закрашиваете: только точная передача теней, полутеней и бликов позволит создать иллюзию объема.