Построение рисунка
Расположите лист бумаги горизонтально. Для первоначального наброска используйте простой карандаш (твердость 2Т). Старайтесь делать тонкие линии без нажима, чтобы черновое изображение можно было убрать ластиком.
Нарисуйте плечи персонажа, каждое из них соответствует ширине лица. Не штрихуя зоны тени, проведите линии лацканов пиджака и его плечевых швов.
Нарисуйте руку Джокера. Соотносите ее пропорции с уже готовыми деталями рисунка. Ширина руки – 2/3 от ширины плеча, высота от мизинца до указательного пальца примерно такая же. Вертикальными штрихами отметьте суставы пальцев. Горизонтальными линиями обозначьте длину пальцев. Обратите внимание на то, что горизонтальные оси пальцев расположены не параллельно. Нарисуйте игральную карту в руке у Джокера.
Приступайте к прорисовке лица шута. Здесь также очень важно соблюдение пропорций. Для их вычисления используйте все тот же метод сравнения. Проведите вертикальную линию от угла левой скулы. Разделите пространство от этой линии до правой границы лица пополам. На месте разделительной оси (чуть выше ее середины) будет находиться переносица.
Отклоните верхнюю часть вертикальной оси лица вправо. Чтобы убедиться, что наклон верный, приложите карандаш к фотографии на этом же уровне, а затем положите его на рисунок, не меняя наклона.
Горизонтальной осью обозначьте линию, на которой будете рисовать глаза. Опустите ее правый конец вниз, сверяя угол наклона с фотографией персонажа. Двумя равными по длине овалами обозначьте глаза, затем уточните их форму, увеличивая «выпуклость» нижних век и делая более прямой линии верхних век. Старайтесь как можно точнее передать реальную форму человеческого глаза на этом этапе. Иначе потом, даже с качественной штриховкой, лицо персонажа будет иметь «детское», слишком простое выражение.
Измерьте расстояние от правого виска Джокера до переносицы. Нарисуйте нос, длина которого равна этому расстоянию. Наклон его оси должен соответствовать наклону центральной оси лица. Расстояние от кончика носа до подбородка разделите пополам линией губ, продолжив их вправо почти до угла скулы.
Не забывайте, что вы видите персонажа в зеркальном отображении. А это значит, что правый висок Джокера находится для вас в левой части рисунка.
Штриховка
Тонкими штрихами обозначьте мимические морщины на лице и наложите персонажу макияж с учетом морщин. Заштрихуйте изображение. Определяйте интенсивность штриховки, отталкиваясь от самого светлого пятна на рисунке – покрытого гримом лица. Более темными будут волосы, затем более интенсивная штриховка на пиджаке, губах, глазах, перчатке – по нарастающей. Чем темнее тень, тем более мягкий карандаш можно использовать. Для штриховки рельефа лица, морщин и теней используйте карандаш твердостью 4Т. Не забывайте поэтапно разбирать «по частям» каждый участок, который закрашиваете: только точная передача теней, полутеней и бликов позволит создать иллюзию объема.