Кто такие ритейлеры?
Слово ритейлер (от английского retailer) означает всего лишь «розничный продавец», то есть последнее звено в цепочке, связывающей производителя товара с его конечным потребителем. Традиционная схема торговли выглядит следующим образом: производитель реализует свою продукцию крупным оптовикам, которые собирают на своих складах несколько определенных позиций. Мелкие оптовые торговцы, в свою очередь, приобретают товар у нескольких крупных оптовых складов, тем самым еще больше расширяя количество позиций. Наконец, розничные продавцы-ритейлеры выставляют у себя на торговых площадях множество товаров, пришедших по таким цепочкам. Естественно, что в каждом случае конечная цена складывается из прибыли всех участников цепи.
В некоторых случаях ритейлеры работают напрямую с производителем, например, достаточно крупные сетевые магазины, имеющие собственные складские помещения, не нуждаются в услугах оптовиков.Например, чистая прибыль крупных сетевых супермаркетов, торгующих продуктами, в процентном отношении невелика – всего 1-3%. Однако огромные обороты в результате приносят довольно значительный доход. Конечно, для продуктовых магазинов большое значение имеет поток покупателей, так как ритейлеры скованы небольшими сроками хранения продуктов. В непродовольственной сфере прибыль может достигать и 50%, однако оборот будет существенно меньше.
Источники дополнительного дохода магазинов
Прибыль ритейлеров складывается не только из наценки на товары в розницу. Другими источниками дохода является предоставление площади под рекламные акции, субаренда, а также «плата за вход». Имеются ввиду, конечно, не входные билеты для покупателей, а определенная сумма, которую производитель должен заплатить ритейлеру за то, чтобы товар появился на полках. В крупных супермаркетах такая плата может существенно увеличивать прибыль, так как там продаются сотни брендов.
Самый крупный в мире ритейлер – сеть магазинов Wal-Mart, чей годовой оборот превышает 400 миллиардов долларов, то есть, сопоставим с бюджетом России.Кроме того, «входной бонус» может взиматься разово или ежегодно, в зависимости от правил конкретного магазина. Это общемировая практика, поэтому в большинстве розничных магазинов на полках присутствуют только те товары, чьи дистрибьюторы сочли нужным заплатить ритейлеру. С ритейлом связана и профессия мерчендайзера – человека, отвечающего за расположение товаров на витринах и полках магазинов. Некоторые производители доплачивают ритейлерам, чтобы их товары находились на самых выгодных позициях, увеличивая вероятность покупки.