История праздника Покров Пресвятой Богородицы
В основу православного праздника Покров Пресвятой Богородицы легло событие, произошедшее, согласно преданию, в Константинополе в первой половине X века (в 910 году).
В житии блаженного Андрея Юродивого рассказывается о явлении Богоматери во Влахернском храме, свидетелем которого был сам Андрей и его ученик Епифаний. В те времена столица Византии была осаждена сарацинами. В Влахернской церкви хранились священные реликвии – риза Пречистой Девы, часть ее пояса и оморф (головной убор).
Спасаясь от врагов, многие жители города укрылись в храме в надежде на милость и заступничество Царицы Небесной. Во время всенощной блаженному Андрею и его ученику было видение. Сопровождаемая ангелами, Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом, Дева Мария подошла к алтарю, помолилась за людей, а потом сняла с себя мафорий (плащ) и, придерживая, распростерла его над всеми собравшимися в храме. Словно хотела заступиться за них перед Спасителем и укрыть от возможных бед. Это чудо положило начало особой церковной службе в честь Богоматери.
Русская православная церковь отмечает праздник Покрова с 1164 года. А в 1165 году князь Андрей Боголюбский построил на реке Нерли храм, освященный в честь Покрова.
Значение иконы Покров Пресвятой Богородицы
В Византии существовал обычай закрывать образ Пресвятой Девы завесой, и, согласно легенде, один раз в неделю эта завеса чудесным образом поднималась на несколько часов, открывая икону.
Однако в Византии праздника Покрова не было. Соответственно, не сложилось и канонов изображения этого события на иконах. Такие изображения появились только на Руси в XIII веке.
Одна из самых ранних Покровских икон – изображение на западных воротах суздальского собора. К началу следующего столетия оформилось 2 варианта изображения Покрова Пресвятой Богородицы: либо Дева Мария держит покров в руках, либо он простерт над Богоматерью.
На этих иконах часто Мария изображается в позе оранты с поднятыми для молитвы руками. Покров как бы парит перед Богоматерью, прикасаясь к ее воздетым рукам.
На новгородской иконе XIV века ангелы поддерживают парящий покров Богородицы, а над ним, раскинув руки в благословляющем жесте, сияет фигура Спасителя.
Как правило, оба варианта Покровских икон многофигурны. В обрамлении арок и куполов художники изображают собравшийся в храме народ, блаженного Андрея с учеником, а также святых, апостолов и Иоанна Предтечу. С обеих сторон к Марии, как к недвижному центру мира, устремляются ангелы.
Строгая симметрия в расположении фигур и архитектурных деталей, присущая Покровским иконам, служит для выражения внутреннего единения, праздничной соборности. Все лица обращены к Богородице в едином светлом порыве. Она и является чудесным покровом, чья защита дарована всему роду человеческому. В этом и заключается главный смысл иконы Покров Пресвятой Богородицы.