Инструкция
1
Язык – это в первую очередь не набор определенных символов, входящих в систему и использующихся по правилам, а культурное явление, призванное помогать людям общаться между собой. В этом смысле дети начинают учить язык с рождения – с первого крика, который представляет собой сигнал, направленный на общение с окружающими людьми. Ребенок понимает, что крик или плач, а позже другие звуки привлекают внимание родителей, и таким образом начинает общаться с ними.
2
Позже развивается детский лепет – в первые несколько месяцев жизни малыша он неотличим от лепета детей любой другой национальности, но постепенно в бессмысленном наборе звуков появляются слоги и интонации, свойственные определенному языку, так как ребенок пытается подражать речи, которую слышит. Уже с четырех месяцев младенец знает, когда рядом говорят на родном языке, а когда на иностранном.
3
До девяти месяцев дети стараются выговаривать отдельные звуки, пробуя различные варианты движения губ и языка, вскоре учатся удваивать слоги. После девятого месяца начинается овладение отдельными словами, и первое слово служит своеобразным барьером, переходным этапом в процессе изучения родного языка – с этих пор развитие речи идет быстрее, ребенок начинает «коллекционировать» слова. Нужно понимать, что первые слова не являются словами в привычном нам смысле, это так называемые холофразы, которые заключают в себе смысл целого предложения.
4
Сначала ребенок овладевает теми словами, которыми он может воздействовать на других людей, а позже учится выражать свои мысли. Темпы изучения речи у всех детей различны: кто-то до двух лет знает всего три слова, кто-то уже в год начинает каждую неделю употреблять новое слово. Иногда словарный запас медленно копится в голове ребенка, и внезапно молчавший до этого малыш начинает быстро и много говорить.
5
С двух лет начинается изучение «телеграфной речи», то есть ребенок начинает составлять предложения из глаголов и существительных. Основной этап изучения родного языка заканчивается к шести-семи годам: к этому времени дети могут грамотно составлять предложения и имеют богатый словарный запас, который в последующие годы пополняется значительно медленнее.