Как сделать, чтобы наказание было не просто «расплатой» за плохой поступок, а и уроком на будущее и способом исправить причиненный вред?
Чтобы прибегать к наказаниям как можно реже, нужно постараться предотвратить нежелательную ситуацию. Для этого следует:
• объяснять ребенку, почему нельзя так поступать и по возможности продемонстрировать результаты непослушания;
• объяснить, что есть категорические запреты навсегда (нельзя выбегать на дорогу) и временные (сегодня очень холодно, гулять нельзя, но, когда потеплеет, мы пойдем на горку);
• правила должны относиться ко всем, а не только к ребенку (чистить зубы и мыть руки должны все) и всегда;
• обязательно нужно учитывать возраст (требования к дошкольнику и подростку должны быть разными).
Но если к наказанию приходится прибегнуть, то:
• делать это надо спокойно, не в порыве гнева. Вдохните глубоко несколько раз, скажите себе: «Спокойствие!», а тогда действуйте;
• для разных проступков – разные кары. Наказание за то, что показал соседке язык, и за то, что бросал пакеты с балкона, не может быть одинаковым;
• наказание должно отвечать возрасту. Дошкольник воспринимает время не так, как взрослый, и его бесполезно наказывать спустя полдня, для подростка же нормальным будет отложить разбор ситуации до вечера. Двух-трехлетка не сможет долго стоять в углу или сидеть тихо, поэтому для него хватит трех-пяти минут угла.
Какие формы наказания допустимы:
• штрафные работы (убрать разбросанный мусор, вымыть разрисованную стену);
• сказка для малыша с героями, совершающими похожие проступки и анализом «почему нельзя» и «как правильно»;
• изоляция (угол, стул);
• лишение приятного (компьютера, сладостей);
• самонаказание (позволить пролить на себя холодную воду);
• крик и строгий голос (тоже нужна мера, чтобы дети не перестали реагировать);
• строгий взгляд;
• объяснение (когда проступок совершен впервые и ребенок не понимает, что в нем плохого).
Есть взрослые, которые считают, что единственное эффективное наказание – физическое. Но опыт свидетельствует об обратном. Физическое наказание недопустимо, так как:
• порог чувствительности со временем снижается и ребенок не реагирует ни на что, кроме ремня;
• ребенок старается любым способом избежать наказания (врет, прячет дневник, прячется от родителей);
• считает жестокость нормой и решает все вопросы с помощью кулаков;
• ребенок-холерик не смирится с наказанием и постарается «дать сдачу».
Не лучше битья и моральное унижение, злые насмешки. Вероятность таких же поступков очень высокая, родители могут услышать то же от выросших детей.
Бывают случаи, когда ребенок капризничает, кричит, разливает еду и т.д. потому, что он:
• сильно устал и хочет спать;
• только-только проснулся;
• заболел, но явных признаков болезни еще не видно;
• пережил сильный стресс или травму (смерть, страшную сцену).
В этих случаях наказывать нельзя. Лучше малыша успокоить, уложить спать, обнять или начать лечение.
В воспитании важно уважение к личности, внимание и желание понять, которые формируют доверительные отношения и взаимную любовь.
Чтобы прибегать к наказаниям как можно реже, нужно постараться предотвратить нежелательную ситуацию. Для этого следует:
• объяснять ребенку, почему нельзя так поступать и по возможности продемонстрировать результаты непослушания;
• объяснить, что есть категорические запреты навсегда (нельзя выбегать на дорогу) и временные (сегодня очень холодно, гулять нельзя, но, когда потеплеет, мы пойдем на горку);
• правила должны относиться ко всем, а не только к ребенку (чистить зубы и мыть руки должны все) и всегда;
• обязательно нужно учитывать возраст (требования к дошкольнику и подростку должны быть разными).
Но если к наказанию приходится прибегнуть, то:
• делать это надо спокойно, не в порыве гнева. Вдохните глубоко несколько раз, скажите себе: «Спокойствие!», а тогда действуйте;
• для разных проступков – разные кары. Наказание за то, что показал соседке язык, и за то, что бросал пакеты с балкона, не может быть одинаковым;
• наказание должно отвечать возрасту. Дошкольник воспринимает время не так, как взрослый, и его бесполезно наказывать спустя полдня, для подростка же нормальным будет отложить разбор ситуации до вечера. Двух-трехлетка не сможет долго стоять в углу или сидеть тихо, поэтому для него хватит трех-пяти минут угла.
Какие формы наказания допустимы:
• штрафные работы (убрать разбросанный мусор, вымыть разрисованную стену);
• сказка для малыша с героями, совершающими похожие проступки и анализом «почему нельзя» и «как правильно»;
• изоляция (угол, стул);
• лишение приятного (компьютера, сладостей);
• самонаказание (позволить пролить на себя холодную воду);
• крик и строгий голос (тоже нужна мера, чтобы дети не перестали реагировать);
• строгий взгляд;
• объяснение (когда проступок совершен впервые и ребенок не понимает, что в нем плохого).
Есть взрослые, которые считают, что единственное эффективное наказание – физическое. Но опыт свидетельствует об обратном. Физическое наказание недопустимо, так как:
• порог чувствительности со временем снижается и ребенок не реагирует ни на что, кроме ремня;
• ребенок старается любым способом избежать наказания (врет, прячет дневник, прячется от родителей);
• считает жестокость нормой и решает все вопросы с помощью кулаков;
• ребенок-холерик не смирится с наказанием и постарается «дать сдачу».
Не лучше битья и моральное унижение, злые насмешки. Вероятность таких же поступков очень высокая, родители могут услышать то же от выросших детей.
Бывают случаи, когда ребенок капризничает, кричит, разливает еду и т.д. потому, что он:
• сильно устал и хочет спать;
• только-только проснулся;
• заболел, но явных признаков болезни еще не видно;
• пережил сильный стресс или травму (смерть, страшную сцену).
В этих случаях наказывать нельзя. Лучше малыша успокоить, уложить спать, обнять или начать лечение.
В воспитании важно уважение к личности, внимание и желание понять, которые формируют доверительные отношения и взаимную любовь.