К примеру, вы пришли в книжный магазин за новой книгой любимого писателя. Вряд ли вы станете перечислять продавцу названия всех книг, которые вам не нужны, или перебирать все подобные книги на стеллажах. Скорее всего, вы назовете (или найдете сами на полке) именно ту книгу, которая вам нужна.
Так почему же мы, формулируя (или пытаясь сформулировать) какую-либо цель в жизни, в 90% случаев строим ее по принципу «чего я не хочу». Вместо «хочу быть стройной и красивой» мы говорим «не хочу быть толстой». И что самое худшее – внушаем эту самую негативную модель поведения своим детям в качестве жизненной установки.
Представьте себе: вы решили провести с ребенком серьезный разговор о смысле жизни (или как вариант – о серьезном отношении к жизни). Скорее всего, это будет монолог, вроде «Дорогой мой ребенок! За всю свою жизнь я наделал кучу ошибок, занимался тем, чем категорически нее хотел. И наоборот – не занимался тем, что хотел больше всего. Не хочу, чтобы ты повторял мои ошибки, поэтому поверь моему горькому опыту и запомни: никогда не делай... (дальше список на сто страниц), не имей дела с таким людьми... (еще один список), не общайся с... (список конкретных индивидуумов), и еще сотни подобных «не». Да и в остальное время, что он слышит от вас чаще всего? Правильно: «не трогай», «не лезь», «не ходи», «не балуйся»... Не удивляйтесь потом, если 90% ваших «не» станут для вашего ребенка руководством к действию: запретный плод сладок... И наоборот – все ваши с нечеловеческими усилиями вдалбливаемые 10% «надо!» окажутся тем, что не будет сделано никогда.
И не потому, что ваш ребенок из вредности делает все вам назло. Просто, как ни парадоксально, но, пытаясь уберечь своего ребенка от ошибок, вы программируете его на обратный результат. Таково свойство нашей психики, (а особенно психики ребенка) что когда нам что-то запрещают, то часто нам абсолютно инстинктивно хочется этот запрет нарушить. Таким образом ваш ребенок просто рефлекторно отбрасывает частицу «не», и в результате все его внимание сосредоточено именно на том, что вы ему так упорно запрещали. Даже взрослому человеку сложно «не думать о белой обезьяне» - особенно в том случае, если картинка с этой обезьяной маячит у него перед глазами по сто раз на дню.
Так что, спросите вы – совсем не запрещать? Почему же, запрещать, конечно. Ведь может случиться так, что от его способности беспрекословно выполнить ваш запрет может зависеть его жизнь.
Но основной жизненной мотивацией ребенка должен быть настрой на положительный результат, а не способ «убежать» от неизбежных ошибок и неудач. Образование приносит пользу только тогда, когда получение знаний или самых необходимых в жизни навыков прочувствовано и основано на позитивных эмоциях, и настроено на получение положительного результата.
И лучший метод обучения ребенка – это игра. Предложите же вашему ребенку поиграть в новую, увлекательную игру «Я хочу, чтобы...» и научите превращать самую смелую мечту в прекрасную реальность.
Так почему же мы, формулируя (или пытаясь сформулировать) какую-либо цель в жизни, в 90% случаев строим ее по принципу «чего я не хочу». Вместо «хочу быть стройной и красивой» мы говорим «не хочу быть толстой». И что самое худшее – внушаем эту самую негативную модель поведения своим детям в качестве жизненной установки.
Представьте себе: вы решили провести с ребенком серьезный разговор о смысле жизни (или как вариант – о серьезном отношении к жизни). Скорее всего, это будет монолог, вроде «Дорогой мой ребенок! За всю свою жизнь я наделал кучу ошибок, занимался тем, чем категорически нее хотел. И наоборот – не занимался тем, что хотел больше всего. Не хочу, чтобы ты повторял мои ошибки, поэтому поверь моему горькому опыту и запомни: никогда не делай... (дальше список на сто страниц), не имей дела с таким людьми... (еще один список), не общайся с... (список конкретных индивидуумов), и еще сотни подобных «не». Да и в остальное время, что он слышит от вас чаще всего? Правильно: «не трогай», «не лезь», «не ходи», «не балуйся»... Не удивляйтесь потом, если 90% ваших «не» станут для вашего ребенка руководством к действию: запретный плод сладок... И наоборот – все ваши с нечеловеческими усилиями вдалбливаемые 10% «надо!» окажутся тем, что не будет сделано никогда.
И не потому, что ваш ребенок из вредности делает все вам назло. Просто, как ни парадоксально, но, пытаясь уберечь своего ребенка от ошибок, вы программируете его на обратный результат. Таково свойство нашей психики, (а особенно психики ребенка) что когда нам что-то запрещают, то часто нам абсолютно инстинктивно хочется этот запрет нарушить. Таким образом ваш ребенок просто рефлекторно отбрасывает частицу «не», и в результате все его внимание сосредоточено именно на том, что вы ему так упорно запрещали. Даже взрослому человеку сложно «не думать о белой обезьяне» - особенно в том случае, если картинка с этой обезьяной маячит у него перед глазами по сто раз на дню.
Так что, спросите вы – совсем не запрещать? Почему же, запрещать, конечно. Ведь может случиться так, что от его способности беспрекословно выполнить ваш запрет может зависеть его жизнь.
Но основной жизненной мотивацией ребенка должен быть настрой на положительный результат, а не способ «убежать» от неизбежных ошибок и неудач. Образование приносит пользу только тогда, когда получение знаний или самых необходимых в жизни навыков прочувствовано и основано на позитивных эмоциях, и настроено на получение положительного результата.
И лучший метод обучения ребенка – это игра. Предложите же вашему ребенку поиграть в новую, увлекательную игру «Я хочу, чтобы...» и научите превращать самую смелую мечту в прекрасную реальность.