Инструкция
1
Считается, что само понятие мелодии появилось еще в античности. Да и слово – «мелодия» - древнегреческого происхождения, хотя сами древние греки, по немногочисленным письменным свидетельствам, называли примерно то же самое просто мелосом, совокупностью методов распева стихов. Иными словами, происхождение мелодии связано с темпом и ритмом декламации. В зависимости от того, какое настроение надо было передать декламатору слушателям, в мелодии различались:- ведение (поступательное, плавное движение, отдаленно напоминающее гамму), подразделявшееся на восходящее, нисходящее и круговое;- плетение (скачкообразное движение);- репетиция (повторение одних и тех же звуков одной и той же высоты тона).
2
В общих чертах эта классификация и была принята за основу теоретиками музыки эпохи классицизма, которые и создали основы гармонии, благополучно просуществовавшие до конца XIX века. Согласно этой теории, музыка может быть либо полифонической (когда все голоса равны, и каждый из них может вести мелодию, переходящую из регистра в регистр) или гомофонной (мелодия плюс аккомпанемент). Проще говоря, классицисты отделили высокий стиль от низкого, что было в то время весьма характерно для научных исследований в области искусства.
3
Основы этой стройной теории были заложены довольно прочно. Да и по сей день предполагается, что мелодия должна иметь законченный рисунок, и уж если не завершаться каденцией (одним из нескольких установленных финалов для пьесы), то, по крайней мере, не быть слишком модулированной (модуляция – переход в тональность на полтона и более вверх или вниз без возврата в базовую). В прошлое ушла полифония, но осталось гомофонное исполнение, которое активно развивалось в венской школе композиции до тех пор, пока музыка не стала слишком однообразной.
4
В первой половине XX века многие композиторы отказались от классической теории музыки, и перешли к политональной композиции (И. Стравинский, Д. Шостакович) или – и это было революционным решением – к додекафонии («новая венская школа»), пытавшейся вернуться к истинному понятию о музыке, существовавшему до возникновения жестких рамок классицизма. Однако тем самым композиторы впали в другую крайность, снова разделив всю музыку на «высокую» (для истинных ценителей) и «низкую» (для «толпы»).
5
Впрочем, во второй половине прошлого века, благодаря тому, что появилось много новых возможностей для воспроизведения музыки (от электрогитары до компьютера), мелодия снова стала уделом не только «низких жанров», но и вернулась в творчество серьезных композиторов (А. Шнитке, Э. Денисов, Э. Артемьев).