Инструкция
1
Прежде чем объяснять азы рисунка, покажите ученику, как подготовить рабочее место и инструменты. Лист бумаги нужно закрепить на мольберте на уровне глаз рисующего. Карандаш или кисть начинающий художник должен держать не слишком близко к кончику – если разделить длину карандаша на три части, пальцы должны располагаться на границе нижней трети инструмента. При этом рука остается расслабленной, особенно кисть. Рисовать следует, отступив от мольберта на шаг, чтобы рука была вытянута, согнута в локте совсем немного.
2
Объясните ученику, как нужно накладывать штрих на бумагу. Попросите его разделить лист на несколько квадратов со стороной 5-7 см (линейка при обучению рисованию не используется). Первый квадрат нужно заштриховать вертикальными линиями. После каждого штриха рука должна отрываться от бумаги. Линии необходимо проводить параллельно друг другу на равном расстоянии. Сила нажима также должна быть одинаковой. Попросите ученика заштриховать остальные квадраты горизонтальным и диагональным штрихом. Затем пусть попробует сделать «серебряный штрих» – прием, при котором второй слой линий накладывается под углом 35-40 градусов по отношению к первому.
3
Следующим упражнением станет тренировка силы нажима на карандаш. Нужно добиться того, чтобы цвет линий темнел постепенно по мере приближения к противоположной стороне квадрата.
4
Подобным образом «познакомьте» вашего ученика с акварелью. Пусть поучится наносить чистый цвет на сухую и на мокрую бумагу, смешивать цвета на мокром листе, смешивать основные цвета в палитре и рисовать цветовой круг.
5
В дальнейшем нужно научиться пользоваться этими простыми приемами при изображении различных предметов, сложность объектов рисования постепенно увеличивается. Сначала ученик рисует простые геометрические фигуры: шар, цилиндр, куб. Важно, чтобы он рисовал с натуры – купите гипсовые модели или используйте предметы такой формы (желательно с ровной матовой поверхностью). Эти рисунки выполняются как карандашом, так и акварелью (одним черным цветом). Меняя насыщенность цвета и направление штриха, ученик должен разобрать по зонам освещенности (тень, полутень, свет), научиться правильно передавать форму и объем предмета.
6
Затем научите начинающего художника работать с более сложными объектами. На рисунках должны появляться овощи, фрукты, предметы быта (кувшины, чайники, бутылки). Старайтесь использовать предметы разной формы, цвета, сделанные из различных материалов (матовые и глянцевые, плотные и прозрачные). Их нужно рисовать как карандашом, так и акварелью (разными цветами). На этом же этапе начинают пробовать новые материалы для рисования – уголь, сепию, пастель, гуашь.
7
Научите человека рисовать драпировки (вешайте любую ткань на угол стола, застилайте ею поверхности, создавая разнообразные складки) и гипсовые розетки, а затем составляйте натюрморты со всеми изученными предметами. Пусть ученик рисует их как в реалистичной манере, так и в декоративном стиле.
8
Чтобы научить изображать человека, сначала используйте гипсовые модели частей лица, гипсовые головы, затем приглашайте добровольцев, готовых позировать для рисунков. Параллельно с этим, пользуясь учебными пособиями с иллюстрациями и фотографиями, изучайте анатомию человеческого тела – строение скелета, расположение и форму мышц.
9
Наряду с запланированными академическими занятиями ученику будет полезно делать быстрые живые наброски – в кафе, парках и т.д. При этом не нужно думать о правильном рисовании, такие эскизы позволяют быстро схватывать сходство и разрабатывать так называемую свободу руки (и сознания), чтобы рисунки оставались живыми.
10
Безусловно, на каждое занятие с учеником должно отводиться определенное количество времени – в зависимости от сложности рисунка на его выполнение запланировано от нескольких минут до нескольких часов. Но если рисование – это просто хобби для вашего ученика, не обязательно строго следить за выполнением нормативов, пусть он рисует с любой скоростью в свое удовольствие.