Инструкция
1
Прежде всего, вспомните постановку ударений в сложных случаях. Эти задания почти всегда включаются в олимпиаду по русскому языку. Чтобы хорошо подготовиться по данному вопросу, обратитесь к орфоэпическому или толковому словарям, например, к общеизвестному словарю Ожегова.
2
Повторите также грамматические нормы употребления слов. Например, учащиеся должны уметь образовывать форму множественного числа в словах "директор", "тренер", "профессор", "договор" и др. Кроме того, им придется справиться с необходимостью образования форм множественного числа, родительного падежа в таких словах, как, например: "туфли", "томаты", "солдаты", "чулки", "носки" и т.д.
3
Воспользуйтесь этимологическим словарем во время подготовки к олимпиаде. Это важно сделать, так как часто встречаются задания, связанные с историей происхождения слова, а также с изменением его формы, употребления и лексического значения. История образования слова может объяснять и написание. Так, вы сможете объяснить различие в написании суффикса в словах "мороженое" и "пирожное" тем, что первое слово произошло от глагола "морозить", а второе - от существительного "пирог".
4
Обратитесь во время подготовки к олимпиаде и к фразеологическому словарю. Вам важно не только хорошо уметь разъяснять значения устойчивых сочетаний слов, но и подбирать к ним синонимичные фразеологизмы и антонимы.
5
Научитесь хорошо видеть строение сложных предложений, составлять их схемы, а также определять виды придаточных предложений и способы их подчинения. Имейте в виду, что всегда среди заданий есть такие, где вам нужно будет расставить пропущенные знаки препинания, охарактеризовать предложения или выполнить их синтаксический разбор.
6
Повторите также написания словарных слов. Учитель, наверняка, посоветует вам те, на которые стоит особенно обратить внимание.
7
Вспомните материал о типах текста и стилях речи. Вам может потребоваться умение определять стиль и тип в предложенном тексте.
8
Повторите требования написания сочинений. Вам нужно научиться составлять интересные сочинения-рассуждения таким образом, чтобы все его части были логически связаны, с хорошим, глубоким выводом по теме, с личностным отношением к описываемым вами вопросам. Безусловно, данная работа должна отличаться не только глубоким и интересным содержанием, но и высоким уровнем грамотности.
9
Попросите учителя рассказать вам о самых известных ученых-лингвистах, об их открытиях, а также об опубликованных научных работах по русскому языку.