Инструкция
1
Аббревиатура swot - это четыре английских слова: strengths - сила; weakness - слабость; opportunities - возможности; threats - угрозы. Эти слова выносятся в оглавление четырех ячеек (клеток) таблицы swot-анализа по схеме: сильные стороны, возможности, слабые стороны, угрозы.
2
При проведении swot-анализа отметьте для себя: к сильным и слабым сторонам относят внутренние факторы, т.е. факторы, на которые управленческая команда предприятия может воздействовать, оставаясь в рамках своей структуры. Возможности и угрозы выявляются в сфере внешних факторов, т.е. факторов, действие и влияние которых напрямую и полностью не подвластно непосредственному и оперативному управлению и регулированию.
3
Четко определите, что может оцениваться как сильные стороны вашей организации? Список индивидуален. К сильным сторонам, к примеру, могут быть отнесены:
- наличие достаточных для развития финансовых ресурсов;

- наличие собственных технологических разработок;

- значительный практический опыт в избранной сфере бизнеса;

- низкая себестоимость продукции (услуг);

- наличие уникальных качеств (черт) у продукции (услуг) по сравнению с конкурентами;

- высокий профессиональный уровень персонала;

- технические и кадровые возможности для совершенствования организации производства;

- надежные партнеры;

- грамотный менеджмент и т.д.
Оцените все свои плюсы и внесите их в таблицу.
4
Объективно составьте перечень тех позиций, которые, по вашему мнению, могут быть отнесены к слабым сторонам вашего бизнеса. Это могут быть:
- недостаток ресурсов (оборудования, помещений);

- плохо поставленный менеджмент;

- нестабильное финансовое положение;

- несовершенная технология производства товаров (организации оказания услуг);

- отсутствие опыта в области создания клиентской базы, производства и размещения рекламы, организации продаж и т.д.;

- отсутствие явных конкурентных преимуществ у товаров (услуг), у системы стимулирования сбыта;

- отсутствие четкой маркетинговой политики;

- более высокая, по сравнению с конкурентами, себестоимость продукции (услуг);

- ухудшение состояния здоровья (в случае единоличной формы ведения бизнеса) и т.д.
5
Оцените весь «позитив» в перспективах развития фирмы (собственного дела) в четких формулировках понятия «возможности». Варианты:
- появление дополнительной группы потребителей;

- увеличение востребованности продукции (услуг) в связи с ростом покупательской способности;

- возможность повышения квалификации персонала;

- усиление поддержки предпринимательства в регионе органами местного самоуправления;

- благоприятные демографические изменения в регионе;

- доступ к новым технологиям;

- доступ к льготному кредитованию;

- возможность принять участие в конкурсах, торгах, тендерах и т.д.
6
Составьте список потенциальных угроз для жизнеспособности и благополучного развития предприятия. Причинами нестабильности в будущем могут оказаться:
- появление новых сильных конкурентов;

- рост продаж товаров-аналогов;

- замедление темпов роста рынка;

- нестабильность экономики государства в целом, экономический кризис, инфляция;

- усиление диктата поставщиков;

- изменение нужд, вкусов, приоритетов покупателя;

- усиление налогового бремени и т.д.
Составив матрицу swot-анализа, используйте ее в разработке стратегии компании. Она должна быть системно подчинена компенсации слабых сторон, использованию возможностей за счет сильных сторон, нейтрализации угроз.