Инструкция
1
Определить размер предприятия довольно просто. В соответствии с российскими стандартами они делятся на малые, средние и крупные. Крупные предприятия, как правило, специализируются на производстве стандартных продуктов в массовом количестве, за счет чего добиваются лидерства в борьбе с конкурентами. Средние предприятия чаще всего специализируются на производстве продукции узкого назначения. Свою позицию на рынке они удерживают, благодаря обладанию уникальными технологиями. Малые предприятия обычно производят продукцию, в которую внедряют различные нововведения.
2
Определить размер предприятия можно, если известна численность его работников. Малыми считаются предприятия, на которых заняты 50 и менее человек. К средним относятся те, где работают 50-500 сотрудников. Крупными считаются предприятия с численностью рабочих свыше 500 человек. При этом в отдельную группу выделяют особо крупные предприятия – свыше 1000 занятых.
3
Численность персонала – наиболее приемлемый признак определения размеров предприятий. Он очень тесно связан с их отраслевой принадлежностью. Как правило, предприятия черной металлургии и машиностроения крупные и очень крупные. В легкой и пищевой промышленности работают в основном средние предприятия, в деревообрабатывающей и швейной – средние и малые. Ведущая роль в национальной экономике принадлежит крупным предприятиям, несмотря на то, что их количество невелико. В России основную долю хозяйства занимают малые и средние предприятия.
4
Критерием определения размера предприятия может служить и объем производимой продукции или услуг. Обычно он используется при классификации снабженческих и торговых организаций.
5
В нынешнее время огромная поддержка оказывается малому предпринимательству. Помимо численности занятых, существуют и иные критерии отнесения предприятий к малым. В их уставном капитале доля субъектов, не относящихся к субъектам малого предпринимательства (юридические лица и государственные организации), не должна превышать 25%.