Вам понадобится
- акварельная или пастельная бумага, сухая пастель, спрей-фиксатив. Также могут пригодиться кисти и вода. Если вы захотите опробовать рецепт художника XVII в., вам понадобиться рыбий клей.
Инструкция
1
Способы, которыми закрепляли пастель художники прошлого, достаточно сложны. К примеру, нужно было взять проклеенную, хорошо пропускающую воду бумагу, на которой вы будете рисовать пастелью. Затем необходимо намочить ее в растворе рыбьего клея и воды. Когда бумага полностью высохнет, создавайте пастель. Далее осторожно укладывайте ее обратной стороной на воду. Нужно отметить, что вода должна быть очень чистой. Придерживайте бумагу с двух концов, чтобы рисунок намокал равномерно, а вода не заливалась на лицевую сторону пастели. После того как пастель насквозь промокнет, нужно снять ее с поверхности воды и просушить.
2
Был также способ, который описывал художник Пуантеллин. Он стряхивал лишнюю краску при помощи легких ударов, наносимых с левой стороны рисунка. Делается это несколько раз: на стадии наброска и после окончания работы. После последнего стряхивания нужно довести работу до совершенства тонкими штрихами. Теперь ваша пастель не будет осыпаться от толчков и трения.
3
Методы художников прошлого достаточно трудоемки, поэтому они не совсем подходят для того, кто только учится работать с пастелью. Лучше поискать в художественных магазинах специальный фиксатив, который выпускается в виде спрея. Современные закрепители позволяют с наименьшими потерями для цвета и текстуры рисунка зафиксировать пастель. Для закрепления пастели фиксатив распыляют на поверхность с расстояния в 30 сантиметров. Бумага, на которой нарисована пастель, не должна намокнуть, иначе пастель будет испорчена. Не перебарщивайте с фиксативом, двух-трех легких распылений будет вполне достаточно. Если ваша пастель имеет несколько слоев, лучше закреплять ее послойно. В конце работы нужно исправить возможные изменения цвета или текстуры. Если же ваша работа имеет простую структуру (однослойная, т.е. линейная), ее лучше закрепить с обратной стороны рисунка. Это особенно актуально для пастелей, выполненных на тонкой бумаге.
4
Существует еще один простой способ фиксирования сухой пастели, который заключается в размывке рисунка водой при помощи художественных кисточек. Если вам необходимо использовать в рисунке следы от кисти, лучше взять кисть из щетины. Увлажнение пастельного рисунка дает поразительный результат. Пастель становится чем-то средним между акварельной живописью и пастелью. Делается это просто. Сначала накладывается толстый слой пастели на акварельную бумагу. Потом ее сбрызгивают водой из распылителя, а последующий слой пастели наносят на влажную бумагу. Если вам нужно усилить цвет, нанесите несколько слоев пастели на одно и то же место, увлажняя ее после каждого слоя.
Обратите внимание
Фиксативы имеют свойство затемнять цвета и убирать бархатистость пастельной текстуры. Если вы имеете дело с незнакомой маркой пастельного фиксатива, лучше применить его сначала на пробном рисунке. Вы поймете, чего можно ожидать от данного закрепителя.
Полезный совет
Если вы используете фиксатив, закрепляя пастель послойно, всегда ждите полного высыхания работы до того, как наносить следующий слой.
Источники:
- Фиксация, реставрация и хранение пастелей