Инструкция
1
Несмотря на то, что мандолина – это струнный щипковый инструмент, играют на нем преимущественно медиатором или плектром, пальцами - значительно реже. Устройство этого инструмента такое, что извлекаемый звук получается коротким и быстро затухает, чтобы продлить его звучание играют тремоло, т.е. очень быстро повторяют этот звук. Однако чтобы тремоло получилось, играющему необходимо не только правильно и равномерно ударять плектром по струнам, но и правильно сидеть во время исполнения.
2
Посадка исполнителя должна быть, прежде всего, удобной, он не должен чувствовать себя скованно. Так как корпус мандолины лежит на ногах, они должны быть либо положены одна на другую либо находиться рядом. Левой рукой исполнитель держит гриф мандолины так, чтобы шейка грифа инструмента была немного приподнята к левому плечу. Все пальцы левой руки, кроме большого, закруглены и опускаются на струны строго перпендикулярно им. Большой и указательный палец правой руки держат плектр. Кисть правой руки при этом располагается параллельно натянутым струнам.
3
Научиться играть на мандолине несложно. Существует лишь 8 способов извлечения звука из этого инструмента: стакатто или штрих, очередной штрих, аккорды, тремоло, легато, трель, вибрато и глиссандро.Стакатто или штрих – это одиночный удар плектром по струне «сверху-вниз» или «снизу-вверх». При исполнении стакатто важно, чтобы медиатор не цеплялся за соседние струны.
4
Очередной штрих выполняется при исполнении мелодии на одной или нескольких струнах. Удары плектром по разным струнам чередуются и выполняются «вверх-вниз», удары при этом должны быть ритмичными. Также важно следить за тем, чтобы не задевать соседние струны. Не пытайтесь сразу брать высокий темп, начните с очень медленно и постепенно, по мере возрастания мастерства, увеличивайте темп.
5
Аккорды берут та кже, как и на гитаре, т.е. левой рукой зажимают несколько струн на разных ладах одновременно, а правой производят удар по струнам в одном направлении, т.е. либо вверх, либо вниз. Не забудьте про медиатор, который должен быть в правой руке, а также про «плавность», с которой должен производиться удар. Кроме того, важно, чтобы пальцы левой руки, зажимающие струны на грифе мандолины, не задевали при этом соседние струны, иначе звук аккорда получится глухим.
6
Тремоло – это быстрое многократное повторение одной и той же ноты, при этом звук получается ровный, сливающийся в один. Исполнитель извлекает звук быстрыми равномерными ритмичными ударами плектра «вверх-вниз», которые следуют друг за другом. К разучиванию этого приема следует приступать лишь после усвоения очередного штриха. И несмотря на то, что тремоло – очень быстрый прием, изучение лучше начать с очень медленного темпа.
7
Легато достигается путем быстрого прижимания струны на заданных ладах. Прижмите любым пальцем левой руки струну на заданном ладу, а правой ударьте по этой струне и пока первый звук не затух, оставшимися пальцами левой руки необходимо прижать эту же струну на других заданных ладах, так получается легато.
8
Быстрое повторение чередующихся нот называется трель. Двумя пальцами левой руки чередующимися движениями необходимо быстро прижимать струну на заданных ладах, а плектром ударять по струне.
9
Выполнение вибрато и глиссандо очень похожи на исполнение аналогичных приемов на гитаре. Для извлечения вибрирующего звука необходимо, чтобы палец левой руки, прижимающий струну на заданном ладу, совершал колебательного движение вместе со струной. Другой вариант – ударить правой рукой по «открытой», т.е. не прижатой струне, одновременно с этим покачать левой рукой шейку грифа инструмента.
10
Глиссандо – это скольжение, т.е. любой палец левой руки, зажимающий струну, скользит вверх или вниз по грифу к следующему ладу после того, как звук был взят.
Видео по теме
Полезный совет
Как и любой струнный инструмент, мандолина может расстроиться. Настроить ее ничуть не сложнее, чем настроить гитару, но стоит не забывать, что струны у мандолины парные, а настраивают ее обычно со второй струны, которая должна соответствовать ноте «ля». Далее действуйте по схеме: 1-ая струна, открытая, должна звучать в унисон со 2-ой, зажатой на седьмом ладу; 3-ая струна, зажатая на седьмом ладу, - со 2-ой открытой, а 4-ая струна, зажатая на 7-ом ладу – в унисон с 3-ей открытой.
Связанная статья
Кто такой Антонио Вивальди