Инструкция
1
Прежде всего, следует проверить, можно ли просто «прижать» наиболее выпуклые частоты голоса эквалайзером без ущерба для фонограммы в целом. Однако имейте в виду: человеческий голос, помимо громкости (которую нужно «приглушить»), обладает еще и сложным частотным диапазоном – певческая интонация может захватывать частоты от 200 герц до 8 килогерц. В этой же полосе частот обычно находится и большинство звуков музыкального сопровождения песни. Поэтому эквалайзирование будет эффективно только если с голосом не смешиваются важные элементы музыкального сопровождения.
2
Если вам повезло, то вы берете фонограмму, прогоняете ее через спектроанализатор и выделяете частотные пики в диапазоне 300 – 900 герц. После чего, уже при воспроизведении хорошим многополосным эквалайзером эти пики приглушаете. Тем самым задача решена; впрочем, такое бывает не слишком часто, а потому придется переходить к следующему этапу.
3
Выделяете голос (по возможности сводя потери к минимуму) в отдельный трек, после чего используете известный эффект противофазы – поскольку звук есть волна, то сложение прямого и инвертированного звука дает ноль. Технически это реализуется следующим образом. Сначала голос «вырезается» из фонограммы, в несколько проходов узкополосными частотными фильтрами и шумоподавителями. Затем выделенный (насколько это возможно) голос записывается отдельным треком.
4
И наконец, исходная фонограмма и выделенный голос одновременно прогоняются через так называемый компаратор, в котором исходная фонограмма подается на прямой вход, а выделенный голос на инверсный. Инвертированный голос попадает в противофазу с исходным на фонограмме; поиграв с параметрами смешения в компараторе, голос солиста можно в конечном итоге несколько приглушить. После чего результат записывается, полученная фонограмма проигрывается на обычной звуковозспроизводящей аппаратуре.