Инструкция
1
Блюзовый квадрат состоит из двенадцати тактов, которые, в свою очередь делятся на три фразы по четыре такта. Музыкально-поэтическое строение этих фраз можно представить в виде схемы: A1, A2, B. Первая строка излагает определенную мысль. Вторая является вариативным повторением первой, то есть к исходной информации добавляется какая-то деталь. Третья строка подводит итог, указывает следствие первоначального действия.Количество таких квадратов в куплете может быть равно 2, 4, 6, 8 или другому числу по желанию музыканта. Главное – сохранить общую структуру: основная тема, вариант темы, заключение.Обратите внимание, что классический квадрат (НЕ блюзовый) состоит из восьми или шестнадцати тактов.
2
Размер блюзового произведения – 4/4. Однако восьмые в этом размере не одинаковы по длительности, а звучат как четверть с восьмой (аналог классического размера 12/8). Это называется шаффл или свинг – качание. Метр, оставаясь вроде бы четырехдольным, приобретает одновременно трехдольность. Эту противоречивость блюз унаследовал от африканцев – первых авторов блюзовой песни.
3
В блюзе используется особый лад – пентатоника (от латинского «пять тонов»). Чтобы понять отличие пентатоники от мажора и минора, сравните классический до-мажор и его пентатонический аналог: исключите из гаммы ноты «фа» и «си». В результате получится лад, лишенный полутоновых переходов.Пентатонику минорного наклонения удобно представлять в сравнении с ля-минором: сыграйте гамму, пропуская те же ноты – «фа» и «си».
4
Аккорды в блюзовом квадрате меняются нечасто. Смена гармоний дает дополнительное движение, которое не всегда актуально для грустной песни, поэтому на четыре такта может приходиться вообще только один аккорд. Если же вам нужно некоторое разнообразие, пользуйтесь одной из предложенных схем или создайте свою: тоника – субдоминанта – доминанта – тоника; тоника – субдоминанта – доминанта – субдоминанта – тоника.В блюзе используются натуральные лады. Это значит, что в миноре могут быть минорная доминанта (не выражено тяготение седьмой в первую ступень) и мажорная субдоминанта. В то же время в мажоре эти функции могут иметь разное наклонение, в зависимости от вашего вкуса.
5
Используйте хроматизмы. Отсутствие четвертой и седьмой ступени в мажоре или второй и шестой в миноре оправдывает такой прием, как опевание основных тонов и «подъезды» к ним. Иначе говоря, вы можете сыграть ноту «соль», взяв сначала «ля-бемоль» или «фа-диез».Используйте синкопы, как ритмические (смещая акцент на сильную долю), так и гармонические (предвзятие аккорда, взятие на слабую долю). Все эти средства активно используются в блюзе.