Инструкция
1
Для объяснительной записки в школу не установлено какой-либо строгой формы, придерживаться которой нужно обязательно – как и специальных бланков. Однако принято писать такие бумаги, не отступая от базовых правил делового стиля. В большинстве случаев объяснительные записки пишутся от руки – но это опять-таки не является обязательным, можно распечатать документ на принтере и собственноручно поставить подпись и дату.
2
Записка от родителей обычно оформляется на имя классного руководителя школьника – ведь контроль посещаемости занятий в «подшефном» классе осуществляется именно им. Однако в некоторых школах объяснительную записку принято адресовать директору учебного заведения или завучу.
3
Сначала оформляется «шапка» объяснительной – в правом верхнем углу указывается, кому она адресована. Принятая форма – фамилия, имя, отчество и полное указание должности (например «Ковалевой Анне Сергеевне, классному руководителю 7 «Б» класса ГБОУ СОШ № 123»). После этого указывается, от кого поступил данный документ (например, «от Лисицкой Вероники Геннадьевны»). Можно здесь же отметить, кем автор записки приходится ученику, пропустившему занятия – а можно сделать это в основном тексте. Но упоминание о том, что автор записки является законным представителем школьника, необходимо обязательно – особенно если ребенок носит другую фамилию. Следующей строкой по центру страницы пишется название документа – в данном случае это «Объяснительная записка».
4
После этого с новой строки пишется собственно текст объяснительной с указанием причины, по которой школьник не присутствовал на занятиях. Например: «Мой сын, ученик 8 «Г» класса Дмитрий Сергеев, 24 октября пропустил занятия в школе из-за прохождения планового медицинского обследования». После этого ниже обозначается дата написания объяснительной (в идеале она должна совпадать с тем днем, когда записка будет передана учителю) и ставится личная подпись с расшифровкой.
5
Тон и лексика объяснительной записки должны быть нейтральными, использование жаргонных слов или же высокопарных выражений не рекомендуется. Не стоит и перегружать текст «официозными» оборотами, витиеватыми извинениями или скрытыми обвинениями в адрес учебного заведения. Просто спокойно изложите причину, по которой ребенок не смог присутствовать на занятиях. Не стоит и увлекаться подробностями. Главный смысл объяснительной записки в том, чтобы проинформировать школу, что ученик пропустил занятия не «просто так»; что родители в курсе и с ними не надо «проводить работу» относительно прогулов занятий, и что причина может считаться уважительной.
6
Одна из самых частых причин, указываемых в объяснительных записках в школу – это состояние здоровья. В некоторых учебных заведениях детям разрешается пропустить до трех дней без справки от врача, однако во многих школах «квота» на такие пропуски ограничивается одним днем. Что вполне справедливо: при затянувшемся недомогании лучше вызвать врача. В таких случаях в записке важно не только указать, что ребенок плохо себя чувствовал, но и продемонстрировать, что проблема носила временный характер и школьник не представляет опасности для окружающих. Например: «Моя дочь, Алиса Иванова, 18 апреля пропустила занятия из-за плохого самочувствия, вызванного резким скачком атмосферного давления». Безусловно уважительными для пропусков без предупреждения являются и «локальные» медицинские проблемы: например, визит в травматологический пункт для исключения перелома после падения или экстренный визит к стоматологу в связи с приступом зубной боли.
7
В качестве причин могут фигурировать семейные обстоятельства (если ученик на хорошем счету в школе и пропускает занятия лишь изредка – можно не «расшифровывать» это выражение, ограничившись просто констатацией факта); необходимость визита в государственные учреждения, плановые медицинские обследования и визиты к врачам-специалистам узкого профиля и так далее.
8
Если ребенок занимается в кружках вне школы и участвует в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях, в том числе с выездом в другой город – такая «активность» обычно также считается уважительной причиной для пропуска занятий. Однако, если его «командирует» на конкурс учреждение дополнительного образования – имеет смысл уточнить, не планируется ли официальная рассылка по школам писем с просьбой освободить в эти дни участников соревнований от занятий. В таком случае писать записку от родителей нет необходимости. Если же официальное освобождение не оформляется – тогда к объяснительной лучше приложить какие-либо подтверждающие документы (например, положение конкурса и сканированную копию списка финалистов, приглашенных для участия в очном туре). Записку в таком случае лучше подать в школу не постфактум, а заранее – за несколько дней до планируемой даты пропуска. Текст может быть примерно таким: «Мой сын, ученик 10 «А» класса Тимур Андреев, не сможет присутствовать на уроках 21-23 января в связи с участием в финале Всероссийского конкурса юных программистов. Копии положения конкурса и официального вызова для участия прилагаю».
9
Если ребенок пропустит несколько учебных дней из-за запланированной поездки на отдых или к родственникам в другой город – также лучше согласовать его отсутствие заранее. В таком случае можно либо переговорить с классным руководителем по телефону, после чего передать объяснительную записку с ребенком, либо же лично нанести визит в школу и объяснить ситуацию. В записке в таком случае лучше упомянуть, что вы проконтролируете выполнение ребенком домашних заданий и гарантируете, что пропуски не скажутся на успеваемости вашего сына или дочери.