Платные трассы существуют почти во всех европейских государствах. Исключением может считаться разве что Германия, да и то ведутся разговоры о монетаризации знаменитых немецких автобанов.


В некоторых странах водителю нужно будет заплатить за проезд столько, сколько километров он оставит позади себя. Перед въездом на дорогу он получит билетик, считывающий автомат на выезде покажет проеханное расстояние и требуемую к оплате суму. Такая система налажена в следующих государствах: Франция, Греция, Ирландия, Италия, Хорватия, Македония, Польша, Португалия, Сербия и Испания.


В Болгарии, Австрии, Румынии, Швейцарии, Словакии, Словении и Чехии за основу берутся временные отрезки – от недели до года, внутри которых автомобилю разрешается передвижение по автобану. В этих странах контроль оплаты ведется по виньете, на которой обозначаются даты начала и окончания ее действия. Приобрести путешественнику такую виньетку проще всего на заправочных станциях перед въездом на платный автобан. Если вы не смогли вовремя сориентироваться и нечаянно въехали на платную дорогу, не надейтесь на удачу, проскочить незамеченным вряд ли получится. Воспользуйтесь первым же съездом или повстречавшейся автозаправкой, потому что штраф за неоплаченный проезд иногда превышает стоимость самой виньеты в 10 и более раз. В некоторых случаях штрафная сумма может достигать 800 евро.


Узнать платные участки дорог легко. О них обычно заранее предупреждают большие вывески с надписью Maut или Vignette. Те же, на которых подразумевается оплата на месте, проехать незаметно просто не получится. Обычно дорога расширяется, превращается в большой пропускной пункт с несколькими коридорами. Вам следует выбирать тот, который соответствует параметрам вашего автомобиля.


Кроме этого во многих странах встречаются участки дорог, туннели и мосты, проезд по которым приходится оплачивать дополнительно. В одной только Норвегии существует около 140 таких путевых отрезков.