Особенности договора франшизы
Понятие «франшиза» произошло от французского слова, которое в переводе на русский язык звучит как «льгота». С экономической точки зрения, купить франшизу значит заключить договор с компанией, имеющей известный бренд. Например, сеть ресторанов быстрого питания «Subway» имеет более 30 тысяч точек продаж. И все это благодаря франшизу.
Человек, желающий приобрести права на использование торговой марки, называется франчайзи. Помимо раскрученного бренда он получает необходимые материалы для работы, обучение, консультации и поддержку. То есть предприниматель, оформляя договор франшизы, оформляет некую страховку от рисков. Помимо этого он может в любое время обратиться к франчайзеру за поддержкой и советом. Все эти условия прописаны в договоре.
Конечно, начать свой бизнес на уже подготовленной почве гораздо легче, ведь люди уже знакомы с торговой маркой (то есть вам не нужно тратить средства на рекламу). Помимо этого в процессе обучения вы получите огромный опыт ведения и организации бизнеса.
Как получить франшизу?
В первую очередь вы должны определиться с суммой, которую вы можете вложить во франшизу. Этот взнос называется паушальным. Например, чтобы заключить договор с учредителями «Subway» вам нужно будет внести сумму, равную 12000 долларов (без учета НДС). Помимо этого в процессе работы на основании договора вы будете выплачивать 8% от оборота, этот взнос называется роялти.
Чтобы максимально выгодно купить франшизу, обратитесь к юристам, занимающимися этим направлением. Именно специалисты смогут подобрать вам список компаний, предоставить наиболее полную информацию об их сфере деятельности. Если вы хотите сэкономить, можете выбрать компанию самостоятельно. Для этого обязательно проведите подробный анализ всех имеющихся предложений (их вы можете найти в интернете).
Проведите маркетинговые исследования. Возможно, в вашем районе будет не востребована та сфера деятельности, которой вы хотите заняться. Например, в районе, где население в основном состоит из пожилых людей, нецелесообразно открывать сеть ресторанов быстрого питания.
Обязательно уточните у владельца франшизы ориентировочную стоимость запуска новой точки продаж. Например, если рассматривать торговую марку «Subway», здесь затраты на открытие ресторана будут составлять порядка 100-200 тысяч долларов (все зависит от площади точки). Очень важный показатель – срок окупаемости проекта. Эту информацию вам также могут предоставить ваши компаньоны. Заключая договор, обязательно уточните, что входит в стоимость франшизы. Лучше проанализировать все пункты юридического документа с юристом, так вы избежите многих проблем.
Плюсы и минусы франшизы
Конечно, как и любое направление, франшиза имеет преимущества и недостатки. К плюсам можно отнести получение раскрученного бренда, высокую скорость развития бизнеса, подробные инструкции по ведению своего дела, рекламную поддержку. Помимо этого владельцы франшизы дают гарантию в эксклюзивности бизнеса в вашем регионе. Допустим, вы решили заключить договор с сетью быстрого питания «Subway». Учредители дают вам гарантию того, что вы будете работать под данным брендом в вашем регионе единолично.
Существенным минусом является дороговизна этого направления. Помимо этого владельцы торговой марки выдвигают очень жесткие требования, пренебречь которым вы не можете. Например, в договоре может быть прописано условие о наличии собственного торгового помещения, то есть взять его в аренду вы не имеете право. Придумать что-то новое и запустить свое вы также не имеете права, даже если клиенты вас просят это сделать (организовывать праздники и т.д.).
Заключение
Еще несколько лет назад понятие «франшиза» было известно только продвинутым предпринимателям. В настоящее время практически каждый человек, решивший открыть свое дело, задается вопросом: что такое франшиза и как ее получить. Как вы видите, оформить ее достаточно легко, но нужны средства, причем немаленькие. Поэтому, если вы стеснены в материальном плане, попробуйте создать свой бренд. Возможно, в будущем и вы будете владельцем франшизы, и именно вам будет платить деньги на пользование вашей торговой марки.